Мир под волнами

под водой

«Наибольшие глубины океана остаются неизведанными. Что происходит в этих безднах? Какие создания живут под толщей воды? Как построена эта жизнь? Нам даже сложно представить. …Пока Природа хранит свои секреты … нам остается только надеяться на существование … новых видов или даже новых родов». Эти пророческие слова были провозглашены профессором Ароннаксом, авторитетным морским биологом, героем романа Жюля Верна «2000 лье под водой», напечатанного в 1870 году.

Более века спустя, как Жюль Верн написал эти слова, одну из самых глубоких тайн природы открыла современная подводная лодка. В долине, окруженной горами, на востоке Тихого океана, где тепло вулканических явлений неумолимо довершило разделение двух океанических тектонических плит, геологи нашли животных, достойных пера научных фантастов. Я собственными глазами видел заросли огромных трубчатых червей с красными, как кровь, сливами, появляющиеся из белых Рур, желтые раковины, сваленные в большие кучи над расщелинами базальта, съедобные морские моллюски с тонкой меловой оболочкой, лежащие на дне моря. Все это и многое другое, что цветет в ядовитом химическом «первозданном бульоне» (возможном источнике возникновения жизни на Земле), известном как плодотворный очаг на нашей планете, среда, где, как считают некоторые ученые, могла зародиться жизнь: глубоководные горячие источники.

ЖИЗНЬ В ГЛУБИНАХ

Новые виды и новые семьи – наименьшее из открытий в глубоководных горячих источниках, хотя ими изобилует длинный список из более 400 названий. Открыто целую новую форму существования, открыто средствами биологов, спешивших узнать, как гигантский червь, выше меня и тоньше, чем мое запястье, смог выжить в глубоководной морской среде, такой бедной на продукты. Бактерия, внутри тканей животного, – вот ключ к разгадке. Создания в глубоководных горячих источниках существуют средствами микроскопической бактерии, растущей в простом химическом продукте, растворенном в выхлопных водах.

Открытие глубоководных гидротермальных отверстий и их фито- и зооценозов – яркий пример того, как мало мы знаем о нашем океане. Ученые, работающие с отложениями в глубоководных частях моря, рассказывают другую поучительную историю, которую стоит упомянуть, даже если бы мы были оптимистично настроены относительно наших знаний о морском биоразнообразии. Работая с фильтрами и микроскопами, работая крайне терпеливо, биологи обнаружили около тысячи видов червей, улиток и ракообразных в незначительном количестве ила из глубин восточного побережья Северной Америки. Наши глубокие моря являются хранилищами биоразнообразия; по некоторым оценкам, общее число всех глубоководных видов достигает миллионов, соревнуясь со знаменитыми своим разнообразием тропическими дождевыми лесами. Фактически мы ничего не знаем об их биологии, роли в экосистеме и потенциальных полезных свойствах.

УМЕНЬШЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ

Работа в глубинах океана требует высокотехнического оборудования, но любой с парой старых парусиновых туфель может исследовать мели и пляжи в зоне прилива. В согретых солнцем водах цветут морские растения: красные, коричневые и зеленые водоросли образуют целые леса, в которых живут мириады моллюсков, ракообразных и червей. Богатые и разнообразные прибрежные ячейки: скалистые берега и песчаные пляжи, мангровые болота и солевые мели, коралловые рифы, мелководные лагуны и глубокие бухты. Эти ячейки находятся под угрозой из-за избытка антропогенных воздействий, включая загрязнение, развитие, чрезмерное рыболовство, траления и глобальное потепление. Поскольку прибрежные ячейки под угрозой или исчезают совсем, весь набор родов исчезает также.

Не так давно я прочитал об уменьшении популяции мечехвостов, которые традиционно собираются на берегах, когда сияет полнолуние во время июньского солнцестояния, чтобы спариваться и откладывать яйца. Я часто бывал в местах, где собирались мечехвосты, всегда поражаясь их фантастическому числу. Это реликтовые создания мезозоя, эпохи, когда на Земле верховодили динозавры, но их длинная история не подготовила их для экономических потребностей производства кошачьей еды и удобрений современного мира. Два десятилетия назад мечехвосты были бесчисленны. Неужели их ждет судьба странствующего голубя, истребленного в XIX веке?

Мечехвост

По целому ряду причин, здоровые морские ячейки не обязательно поддерживают множество видов, и биоразнообразие само собой не всегда может выступать на первый план. Как и в наземных центрах, исчезновение разнообразия скорее вызывает беспокойство. Некоторые морские ячейки, несмотря на множество жителей, отмечаются сравнительно незначительным разнообразием, и исчезновение одного вида может во многом изменить экосистему. Убедительный пример – бухта Чезапик, самый приливно-отливный лиман на восточном побережье Соединенных Штатов. В один прекрасный день устричные рифы оказались над мелководьем бухты. Устрицы, как известно, питаются, фильтруя морскую воду, и не так давно весь объем воды в бухте фильтровался в течение недели. Через вылов и болезни численность устриц уменьшилась вдвое, и вода, ранее фильтровавшаяся за неделю, теперь фильтруется за год. Вот какие последствия вызвал уровень воды. И не только эти, но и целый сонм других.

В наземных экосистемах исчезновение млекопитающих или последних остатков девственного леса приводит к драматическим видным глазу сенсациям, как и исчезновение целых групп видов или ячеек. А уменьшение морского разнообразия, недостижимого для глаза, невидимого под волнами, ставит под особую угрозу мировому наследству, которое мы оставляем своим детям. Хуже всего то, что восстановление уже утраченных ячеек жизни очень трудное дело, немного легче на мелководье и почти невозможно в глубинах окружающей среды.

Автор: Синди Ли Ван Довер.