Тушканчики – самые совершенные бегуны

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

Тушканчик

Вряд ли кому-нибудь придет в голову, что в совершенстве способа передвижения двумя ногами пальма первенства в классе млекопитающих принадлежит не нам с вами: по справедливости придется уступить ее маленьким глазастым ночным зверькам — тушканчикам. Судите сами, некоторые из них способны на двух ногах развивать скорость до сорока километров в час, а прыжки их во время стремительного бега могут превышать три метра — расстояние, в двадцать раз превосходящее длину тела зверька. Подобные соотношения даже не снятся олимпийским чемпионам. Что же касается таких признанных «двуногих спринтеров», как кенгуру, то самые крупные из них могут бежать быстрее, делая до пятидесяти километров в час. Однако о первенстве тут трудно говорить — все равно, как если бы в беге соревновались на равных человек нормального роста и лилипут.

Два основных момента определяют всю организацию тушканчиков: совершенствование в быстром беге и непревзойденное умение копать для себя в любом грунте убежища — норы, состоящие подчас из ряда камер, соединенных галереями. Убежать и спрятаться — иных способов спасения от врагов тушканчикам не дано. Собственно говоря, зверек состоит как бы из огромной головы, к которой приставлены непропорционально длинные задние лапки и хвост. Все остальные части тела, положенные другим зверям, по сравнению с этими просто-напросто теряются. Одна стопа, к примеру, задней ноги может быть длиннее всей передней лапки.

тушканчик

И что за стопа! У некоторых тушканчиков она имеет всего три пальца — боковые исчезли за ненадобностью. У тушканчиков, живущих в пустынях с твердым грунтом — глинистых и щебнистых, концы пальцев одеты в упругие кожистые подушечки. Нижняя их поверхность похожа на ребристый беговой протектор шин и препятствует «пробуксовыванию» по грунту в начале прыжка, когда ускорение движения очень велико. У зверьков же, обитающих в песчаной пустыне, — псаммофилов — задняя лапка снабжена не менее совершенным протектором: вся нижняя поверхность пальцев покрыта рядами и гребнями прямых волосков, образующих характерную «щетку». Эффективность работы такого протектора замечательна, и приходится только удивляться той легкости, с какой гребнепалый тушканчик взлетает по крутому сыпучему склону с бархана, тогда как преследующая его лисица вязнет в рыхлом песке. Конструкторам вездеходов стоило бы обратить внимание на устройство песчаных «шиповок» тушканчиков.

Прежде бег тушканчиков представляли как серию быстрых прыжков на задних лапках. Появилось даже такое меткое выражение, как бег «рикошетом», — и в самом деле, движение прыгающего зверька напоминает отраженный полет ударившегося о грунт пушистого шарика. Считалось при этом, что в конце прыжка зверек опирается на передние лапки или даже «пятую точку опоры» — хвост. Современная техника наблюдений — электронная фотосъемка и скоростная киносъемка — позволила установить, что все куда сложнее и не совсем так. Оказалось, что, помимо бега прыжками одновременно на двух задних лапках, есть и другой способ, когда при отталкивании и приземлении лапки работают попеременно, и основная нагрузка падает на одну из них — ведущую. Через каждые 5—6 прыжков эта лапка меняется, как на галопе и у других зверей.

тушканчик бежит

Наконец, тушканчики умеют бегать, совсем как человек, с переменной опорой на правую и левую лапки. Обычно зверьки передвигаются таким способом в спокойной обстановке, разыскивая корм — зеленые части и семена растений, различных насекомых.

Оказалось, что на быстром бегу, тушканчик пользуется исключительно задними лапками, не опираясь ни на передние, ни на хвост. Хвост же служит даже не рулем поворота, как считалось ранее, а механическим и даже аэродинамическим балансиром. При прыжках он совершает колебания, амплитуда которых точно скоординирована с работой лапок, противодействуя вредным силам, стремящимся вывести тело из оптимального положения в пространстве. При резких поворотах хвост резко откидывается в сторону. Даже самый быстроногий хищник не в состоянии столь маневренно менять направление движения, как это умеют делать тушканчики. Едва преследователь приблизится на полтора-два метра, зверек делает такой резкий бросок в сторону, что тот летит по инерции еще несколько метров. Часто молниеносная серия прыжков зигзагом столь обескураживает хищника, что, потеряв зверька из поля зрения, он вынужден бывает прекратить преследование.

Вообще хвост тушканчика — приспособление замечательное и универсальное, о некоторых его назначениях разговор еще впереди. У хороших бегунов его украшает волосяная кисточка — «знамя», собственно и служащая аэробалансиром. Ее рабочая поверхность может достигать 15— 17 квадратных сантиметров. Интересно, что кожа конечного отдела хвоста, примерно до основания кисточки, может легко сбрасываться, подобно тому, как в случае беды у ящерицы обламывается хвост. Отсюда становится понятным и значение бросающейся в глаза двухцветной окраски знамени,— когда зверек спасается бегством, тело его сливается по окраске с грунтом, а мелькание белого кончика хвоста служит отвлекающим моментом.

Тушканчик из норки

В арсенале «пассивной» защиты тушканчика есть еще одно надежное средство — он умеет буквально растворяться в воздухе перед самым носом преследователя, неожиданно ныряя в свою нору. Попав домой, тушканчик закрывает за собой «дверь» — затыкает отверстие земляной пробкой, маскирующей вход и, кроме того, позволяющей поддерживать в норе ровную температуру, тогда как на поверхности земли в пустыне суточные ее колебания могут достигать 30°. Если же опасность угрожает зверьку и в норе, он выскакивает через специальный «аварийный» выход, проломив корочку грунта над невидимым снаружи входом.

У тушканчиков, живущих в глинистых или щебнистых пустынях, основное орудие труда при копке нор — резцы. Длинные и тонкие, они способны справиться даже с обожженным кирпичом. «Однажды,— пишет И. М. Фокин, (зоолог, исследователь тушканчиков) — мы посадили пару тушканчиков-прыгунов между рамами окна многоэтажного городского дома. В первую же ночь они прогрызли в кирпичной кладке вдоль стены ход в 50 сантиметров длиной и закрыли нору изнутри кирпичной крошкой». Тушканчикам-псаммофилам рыть норы куда проще, и резцы включаются в работу лишь время от времени, когда нужно разрыхлить плотный песок или убрать пересекающий ход корень.

Эти орудуют передними лапками, снабженными острыми серповидными когтями, с такой скоростью, что концы мелькающих лапок невозможно разглядеть.

карликовые жирнохвостые тушканчики

А вот карликовые жирнохвостые тушканчики — их похожие на морковки хвостишки служат своеобразными жировыми депо — изобрели вовсе замечательный способ заделывать отверстие в норку с помощью… хвоста. Как однажды наблюдал Фокин, тушканчик, вытянувшись в струнку, проскользнул в свою норку через тонкую пробочку песка, оставив на поверхности весь толстенький хвостик. Затем, сгибая хвост все круче и круче, начиная от самого кончика, он принялся загребать им песок то с правой, то с левой стороны. Постепенно, по мере продвижения валиков песка, зверек втягивал хвостик в нору, продолжая изгибать его кончик и медленно заметая песком все уменьшающееся входное отверстие.

Свою склонность к копанию тушканчики используют даже при выяснении отношений между соперниками. К сожалению, нет возможности привести тут полное описание «песчаной дуэли» между тушканчиками Северцова. В заключительной ее стадии, все более и более воодушевляясь, тушканчики начинают буквально забрасывать противника землей, захватывая ее внутренними поверхностями нижних резцов и передними лапками (рот при этом широко раскрыт). Такая дуэль может продолжаться несколько минут, причем при особенно удачных бросках комочки земли и мелкие камешки летят на метр и дальше! Наконец один из «засыпаемых» противников не выдерживает, встряхивается и убегает с поля боя, сердито подергивая хвостом.

Тушканчик

Тушканчики очень разнообразны. Это и самые мелкие из млекопитающих, весящие всего 10—15 граммов, — они и составляют подсемейство карликовых тушканчиков. Самый же крупный тушканчик — земляной заяц — тянет почти на полкило. Есть тушканчик жирнохвостый и есть толстохвостый — это разные виды, а помимо земляного зайца, бывает еще земляной зайчик. Есть тушканчики трех-, четырех- и пятипалые. Есть тушканчик длинноухий — если его ушки отвести назад, они достигнут конца туловища.

Все тушканчики без исключения — глазастые, необыкновенно симпатичные, прямо-таки очаровательные создания. Но на первое место по очарованию я поставила бы карликового жирнохвостого тушканчика — того самого, что заметал свою норку хвостом-морковкой.

Автор: М. Черкасова.