Полуестественный или полуискусственный?

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

меховое производство

К сожалению, с одной овцы две шкуры не возьмешь, да еще, несмотря на возрастающий меховой дефицит, овчину на фабриках используют далеко не полностью. Нет, шкурки не кромсают кое-как. Напротив, выкраивают дубленки очень экономно, каждый кусочек в дело идет. Просто овца от природы лохмата, и чтобы получилась из нее красивая овчина, нужно больше половины меха состричь, а состриженный мех в лучшем случае годится лишь на сукно.

Меховое производство традиционно. Технология складывалась веками. Но именно традиционное следует рассмотреть особенно пристально. Вот работает поточная линия по обработке овечьих шкур. На первом участке овчину очищают от жира и загрязнений. На втором — дубят и увлажняют, чтобы она стала мягкой и ровной, а на третьем участке верхняя половина меха в результате стрижки мехом уже не считается и попадает в малопочтенный разряд, именуемый «отходы производства».

Интересно, что пока состриженное руно не сметено в сторону, оно «плывет» вместе с овчиной на конвейерной ленте этаким меховым островком, в точности повторяющим фактуру и конфигурацию шкурки. Вот если подхватить его в этот момент, не дать рассыпаться и перевернуть — получится вторая шкурка с одной овцы, да еще и подстриженная.

Но как подступиться к ней — эфемерной, нежной, раздуваемой малейшим ветерком? Над этим задумался научный сотрудник Л. Г. Лапидус. И после нескольких лет, ушедших на разработку технологии, поиски подходящего клея, испытания нового материала, с конвейерной ленты сошли первые дециметры (меховщики пользуются именно этой мерой) натурального меха на тканевой основе. На участке, где раньше происходила стрижка, появились новые устройства. Они подхватывали состриженный мех, чтобы не распался, зажимали его между двумя лентами, наклеивали на хлопчатобумажную, шерстяную или синтетическую ткань, пропускали через валы и сушильную камеру. Из нее выходило полотнище с островками наклеенного меха, которые уже с полным основанием можно было назвать шкурками.

С ними следует обращаться как с настоящими: красить, гладить, затем аккуратно упаковывать в специальный гофрокартон. Те, что получились похуже,— пустить на меховую подкладку, рукавицы, а лучшие — на воротники и шубы. Мех сохранил все свойства натурального и приобрел новые — стал легче и эластичнее, а способность сохранять тепло уменьшилась лишь на один процент. Из комбинированного меха (назовем его так) нашили спортивные куртки, шапки, жилеты и пустили их в опытную носку, раздав почтальонам и взяв с них слово не жалеть вещи, носить в любое ненастье. Прошло несколько сезонов, а вещи не потеряли ни прочности, ни свежести, ни красоты, как и положено изделиям из натурального меха.

Великолепная освоена технология, но прежде, чем из вновь полученной шкурки сшить изделие, ее нужно… снова подстричь и раскроить. Значит, опять горы волоса, обрезков, отходов.

Сколько же обычно набирается отходов и как они используются? Состриженный мех, как уже говорилось, идет на сукно (в лучшем случае), на валенки, на войлок, где его вполне можно заменить низкосортными отходами производства шерсти. Крупные обрезки меха, получающиеся при раскрое изделий, сшиваются встык и из них вновь выкраиваются изделия, так сказать второго сорта. Мелкие обрезки просто выбрасываются. Вкупе таких отходов за год на меховых, швейных и кожевенных предприятиях набирается десятки тысяч тонн. Если бы все отходы превратить в комбинированный мех, можно дополнительно сшить несколько миллионов меховых изделий.

Создать способ, с помощью которого можно было бы на искусственную основу наклеивать рядом и малые, и большие обрезки, состриженный мех и волос, всякие очесы,— такую цель поставили перед собой изобретатели. При этом не должно быть заметно никаких следов стыковки и должно получаться не полотно, при раскрое которого вновь получаются отходы, а сразу детали кроя, которые остается лишь сшить.

Но обрезки меха невольно ассоциировались с известным способом их сшивания — встык, что требует много ручного труда, а состриженный волос и очесы даже мысленно никак не соединялись с обрезками меха…

В последнем энциклопедическом словаре об электростатическом поле всего две строки: электрическое поле неподвижных электрических зарядов. Но многое может делать это поле: сепарировать руды, сортировать по размерам и очищать посевное зерно, ровно и красиво окрашивать автомобили и станки, складировать готовую продукцию в картонные коробки, ориентировать металлические и неметаллические детали в нужном направлении. Предмет, попавший в электростатическое поле, теряет самостоятельность и подчиняется его законам. Электростатическое поле может отдельные волоски поставить вертикально и плотно один к другому. Его и использовали украинские специалисты для своих целей.

Над движущимся, как транспортерная лента, клейким полотном движется, словно в кинопроекторе, прозрачная лента с изображениями разных выкроек (впрочем, вместо ленты вполне могла бы быть и специальная воздушно пузырчатая пленка). Яркий источник света проецирует трафареты на клейкое полотно. Обе ленты движутся с одинаковой скоростью, так, чтобы работница успела наклеить внутри контура трафарета разные меховые обрезки в совершенно произвольном порядке. Это, пожалуй, единственная ручная операция в новой технологии. Но и она не занимает много времени, поскольку шкурки даже приблизительно не нужно подбирать одна к другой, нужно лишь следить, чтобы ни одна не вышла за пределы трафарета. Дальше основа попадает в зону действия электростатического поля.

Тут она оказывается между бункером с волосками, расположенным сверху, и электрическими контурами таких же форм и размера, как выкройки на основе. Из бункера наэлектризованный волос устремляется на клейкую основу, заполняет все промежутки между меховыми обрезками и приклеивается к ней, имеющей заряд противоположного знака. За контуры трафарета волосы не попадают, так как электрическое поле действует только в его пределах. Дальше, по ходу движения основы, установлено устройство с раструбом, оно засасывает излишний волос и снова направляет его в бункер. Затем сушка, и можно из ленты-основы вырезать детали кроя. Отходы тут — только клейкая основа между отдельными выкройками да немного волоса, приклеившегося к ней.

Сшитую из комбинированного меха каракулевую шубу даже опытный скорняк сразу не отличит от настоящей, поскольку благородная текстура каракуля скрывает разницу между отдельными кусочками меха и «напыленными» участками.

Можно на клейкой основе создавать меха и целенаправленно: под леопарда, пятнистого оленя, а то и вовсе меха, в природе не существующие,— в полоску или в клеточку. Конечно, в этом случае установка для изготовления комбинированного меха получится сложнее предыдущей (пока сделаны лишь макеты основных узлов), но зато будет полностью автоматизированной, работать по программе, создающей мех определенного рисунка и текстуры.

Автор: Викулина Е.