Самые далекие объекты Вселенной

Самые далекие объекты Вселенной

Новый каталог, показывающий точное положение более 400 радиоизлучающих астрономических объектов всех типов, составлен в Национальной обсерватории Грин Бэнк (США) наблюдателями Айвеном Полиньи-Тотом, Кемпбеллом М. Уэйдом и Д. С. Хишеном. В каталоге представлены результаты более чем годичных наблюдений, предпринятых с 90-метровым радиотелескопом этой обсерватории.

Инструмент может быть направлен только вдоль линии север-юг. По мере видимого движения радиоисточника по небосводу он проходит через небесный меридиан и его радиоизлучение регистрируется. Зная наклон телескопа и время, когда радиосигнал достигает максимума, можно определять положение его источника с возможной ошибкой, не превышающей всего 15″ дуги.

Имея в распоряжении эти данные, сотрудники обсерватории Маунт Вилсон и Маунт Паломар (Калифорния) Аллан Р. Сэндейдж и Филипп Верон просмотрели фотопластинки, заснятые с помощью 48-дюймового телескопа Шмидта, принадлежащего этой обсерватории. На пластинках зарегистрировано излучение небесных объектов в синей и в красной областях спектра.

Основная цель работы — идентификация точечных радиоисточников с оптическими объектами, что может увеличить число самых ярких и наиболее удаленных объектов Вселенной, так называемых квазаров. До составления нового каталога менее 15 объектов были с уверенностью определены как квазары по их виду на фотопластинках. С помощью каталога число установленных квазаров сразу же удалось увеличить до 60, и предполагают, что до 30% всех открытых радиоисточников, возможно, являются квазарами.

Обнаружив объект, положение которого и сильное излучение в синей части спектра позволяет подозревать в нём квазар, Сэндейдж производил фотоэлектрические наблюдения с 200-дюймовым рефлектором, чтобы установить наличие сильного ультрафиолетового излучения, характерного для этих объектов. Затем регистрировался полный спектр, чтобы проверить, существует ли в нем красное смещение, указывающее на удаление объекта. Несмотря на значительную истинную яркость свечения «квазаров», они настолько удалены, что видны слабенькими звездочками. Только у четырех из них в спектрах удалось с несомненностью установить «красное смещение».

Используя метод двукратной выдержки на одной пластинке — одной в ультрафиолетовой, а другой (со сдвигом) в желтой части спектра,— удалось обнаружить несколько объектов, подобных квазарам по своему сильному ультрафиолетовому излучению, но не совпадающих ни с одним из известных радиоисточников. Полагают, что эти «молчаливые квазары» находятся в стадии, когда их радиоизлучение или еще не началось, или прошло свой максимум. Сэндейдж высказывает предположение, что это особый вид звезд, находящихся во внешних областях нашей Галактики. Оптические наблюдения с целью проверки новой гипотезы продолжаются.