Компьютер считает мамонтов

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

Мамонт

При палеонтологических раскопках в Новом Свете ученые неизменно находят окаменелые остатки гигантского броненосца, огромного, не умевшего лазать по деревьям, ленивца, саблезубого тигра, доисторического верблюда и лошади. И конечно же, мамонта. Пятнадцать тысяч лет назад леса и прерии Северной Америки буквально кишели этой живностью. Но затем прямо-таки в одночасье (в палеонтологических масштабах, разумеется, — менее чем за одно тысячелетие) все они исчезли с лица Земли. Почему? Какая катастрофа могла уничтожить две трети всех видов крупных млекопитающих, населявших целый континент?

Во всем виновен человек,— отвечает профессор Аризонского университета Пол С. Мартин. Недаром же время вымирания всей этой фауны совпадает с появлением в Северной Америке невиданного ранее двуногого «хищника».

Однако большинство палеонтологов никак не хотело согласиться с Полом С. Мартином. Это каменного-то века человек, вооруженный лишь копьем, луком и стрелами, немногочисленный и «голый» в борьбе с природой? — вопрошали они. И почему тогда рядом с остатками вымерших чудищ так редко встречаются орудия охоты, изготовленные людьми?

мамонты

Гипотеза висела в воздухе, пока у нее не нашелся сторонник, снабженный мощным компьютером. Специалист по биологической статистике Джеймс Э. Мозиманн при помощи компьютера Национального института здравоохранения США, в котором он работает занялась палеонтологией и археологией.

Чтобы создать математическую модель этих доисторических процессов Джеймс Э. Мозиманн сделал такие допущения. Во-первых, он предположил, что племя охотников, пересекавшее некогда знаменитый беринговоморский сухопутный «мост» на пути с Чукотки на Аляску, составляло, скажем, человек сто. Эта цифра не идет вразрез с представлениями о людской малочисленности в те далекие времена.

Продвинувшись на юг, в благодатные по сравнению с покинутыми места, люди пережили нечто вроде «взрыва народонаселения». Если естественный прирост их численности достиг 2,4 процента в год (а в некоторых развивающихся странах сегодня есть такие и даже несколько большие показатели), то всего за 293 года количество людей достигло трехсот тысяч.

Теперь Дж. Мозиманну можно было взяться за зверей. Что бы взять здесь за исходную величину? Ну конечно, гигантские заповедники Восточной Африки. Численность зверей в них близка к насыщению. Если, действительно, поголовье больших млекопитающих в прериях и лесах доисторического Нового Света было сравнимым с плотностью животного мира, скажем национального парка Серенгети, что в Танзании, то их число в Америке должно было, во всяком случае, не превышать ста миллионов голов. Но, с другой стороны, что стоило тремстам тысячам охотников перебить сто миллионов зверей за каких-нибудь несколько поколений?

мамонты

Несмотря на все свои рога, клыки, броню и быстрые ноги, все это зверье просто не имело достаточно времени, чтобы выработать необходимые оборонительные рефлексы и как следует приспособиться к появлению невиданного в этих краях двуногого «хищника». Так концы сошлись с концами.

Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.