Карбин – третий лик углерода

Карбин

История карбина — необычной формы углерода — удивительна. Его находили где угодно, но только не на нашей планете,— в далеких туманностях и в кометах. В 1968 году американские ученые из института Карнеги обнаружили карбин в скалах Баварии. Образование его было, вероятно, связано с падением гигантского метеорита.

Долгое время ученые не могли объяснить, почему углерод, чьи разнообразные соединения играют столь большую роль в химии жизни, кристаллизуется только в двух формах — графита и алмаза. Новая форма — нечто среднее между двумя уже известными — отличается тем, что атомы углерода в ней связаны тройными связями, тогда как в графите и алмазе эти связи двойные.

До сих пор считалось, что карбин — вещество довольно редкое, образующееся при очень сильном ударе или температуре в несколько тысяч градусов. Теперь же исследователи высказали предположение, что карбин — основной компонент во Вселенной. Так, было установлено, что более 89 процентов углерода в метеорите, упавшем в Мексике в 1969 году было в форме карбина. Карбин обнаружили и в другом богатом углеродом метеорите, упавшем в Австралии в 1948 году. Некоторые ученые считают, что эта форма углерода образует большую часть межзвездной пыли, и в смеси с графитом встречается во многих местах, но пока остается незамеченной.

До настоящего времени было неясно, как может существовать в таком изобилии третья форма углерода, если для ее образования нужен сильный удар или высокая температуре. Но недавно было опубликовано сообщение, что в присутствии хромита и некоторых, других катализаторов карбин может образовываться из окиси углерода при сравнительно низкой температуре — около 315° Цельсия.