Знакомство с бором

Бор

Не так давно ученые чествовали необычного юбиляра. Ему исполнилось 200 лет. Шумных торжеств не организовывали. Не было ни музыки, ни аплодисментов, ни букетов с поздравительными адресами. Сам юбиляр держался весьма скромно и не произнес ни единого слова. Да и как же иначе: речь ведь идет не о прославленном писателе или киноактере, не о выдающемся мыслителе или государственном деятеле. Именинником был химический элемент бор.

Два столетия назад, зимним днем, когда старинная Сорбонна тонула в морозном тумане, в одной из ее лабораторий работали химики Гей-Люссак и Тенар. Они проводили эксперименты с бурой — веществом, свойства которого интересовали кожевников. В ходе какой-то реакции был получен коричневый порошок. Ученые пытались разложить его на составные элементы, чтобы определить состав, но ничего не получилось. Было похоже, что открыт новый химический элемент. Через несколько дней в этом уже не было никаких сомнений. Химики устроили «новорожденному» крестины и дали имя — бор.

Подобно некоторым другим химическим элементам, бор не избежал участи Золушки. И только спустя годы у бора были найдены такие свойства, что стало ясно: это элемент с огромным будущим в химической технологии.

«Этот ребенок развивался, правда, медленно,— полушутливо заметил на Международном конгрессе чистой и прикладной химии американский ученый доктор Эгон Виберг, — но зато сейчас он показывает столь поразительные способности, что начинает соперничать со своим старшим братом — углеродом».

Углерод… Элемент, который справедливо называют основой жизни. Живое вещество, в том числе и мы сами,— это, прежде всего, соединения углерода, его органические полимеры. Поражает огромное количество известных и возможных соединений углерода. Но открытия последних лет показали, что бор в некоторых отношениях даже превосходит своего органического собрата. Во всяком случае, по химической активности, разнообразию превращений, перспективам применения в химии и технике он не уступает углероду.

Откроем «паспорт» бора. В городе, называемом периодической таблицей Менделеева, он проживает по адресу: третья группа, первая подгруппа, порядковый номер — 5. Бор — довольно распространенный элемент. В каждом миллионе тонн вещества земной коры его содержится около трех тонн. Это немалая величина. Для сравнения возьмем золото. Его в земной коре почти в тысячу раз меньше. Однако золотые самородки попадаются, а самородки бора нет. Напрасно золотоискатель, вернее, «бороискатель» искал бы их. В природе бор встречается только в соединениях. Их немало. Но неизмеримо больше соединений бора создают в своих лабораториях химики.

Не исключено, что где-нибудь во Вселенной есть планеты, на которых в азотной или какой-нибудь иной нейтральной атмосфере развивается цивилизация «боролюдей». Тела их состоят из гидридов бора, дышат эти существа водородом, пьют из рек и озер, наполненных борной кислотой.

Оказавшись в условиях нашей планеты, они взрывались бы подобно бомбе, от первого же вдоха земного воздуха… Ведь соединения бора, из которых состоят тела этих существ, немедленно вступили бы в бурную реакцию с кислородом воздуха и водяными парами.

Автор: А. Колпаков.