Витамины для пластмассы

пластмасса

Все стареет. И металл, и дерево, и пластмасса. Последняя со временем изменяет свою структуру несколько иначе, чем, скажем, железо. Дело в том, что законы старения пластмассы и живых организмов во многом схожи. Так предполагают литовские исследователи, которые открыли и внедрили в промышленность новый способ увеличения прочности и продолжительности жизни изделий из пластмасс.

Исследователи обратили внимание на ту теорию старения живых организмов, которая объясняет процесс старения появлением разрывов в полимерных цепях. Места разрывов, так называемые свободные радикалы, не только гасят нормальную жизнедеятельность, но и сами служат очагами дальнейшего дробления цепей биологических молекул. Дабы нейтрализовать работу таких радикалов, вводят различные медицинские препараты, главным образом витамины.

Жизнь полимеров сегодня тоже пытаются продлить с помощью веществ-стабилизаторов, не позволяющих рваться цепям. Однако стабилизаторы чаще всего дороги и дефицитны. А нужно их очень, очень много. Но чем же их заменить! Витаминами! Попробовали. И сразу же выяснилось, что витамины немедленно разрушаются, не выдерживая высоких температур при литье пластмассовых изделий. Тогда-то исследователи решили оградить от преждевременного старения только поверхность изделия. Подобно тому, как, например, путем окраски охраняют от гниения древесину. Или металлическую поверхность хромируют, защищая от коррозии металл.

И вот свежеотлитую пластмассовую деталь стали обрабатывать насыщенным витаминным раствором. Молекулы витаминов внедрились в поры на поверхности пластика, изолировав сердцевину от воздействий внешней среды тонкой, но надежной корочкой.

Обработанные так шестерни, подшипники скольжения и другие детали, испытывающие постоянные нагрузки, работают в два-три раза дольше.

Исследователи считают, что препараты, «борющиеся» со свободными радикалами, могут использоваться и как лекарства. Одно из таких средств уже испытано не белых мышах. Экспериментальная группа грызунов, получающая систематические дозы «лекарства от старости», прожила значительно дольше по сравнению с мышами из контрольной группы.