Экзотическая радиоактивность

радиоактивность

До недавнего времени было известно три вида радиоактивности: альфа-распад, бета-распад и самопроизвольное деление. В случае альфа-распада из ядра вылетают альфа-частицы, состоящие из двух протонов и двух нейтронов. Бета-распад — это испускание электронов или позитронов. В результате бета-распада ядро может сохранить свою нестабильность, и для перехода в устойчивое состояние ему необходимо испустить нейтрон.

Этот вид радиоактивности — испускание нейтрона после бета-распада — изучен достаточно хорошо, но исследования не прекращались, поскольку физики ожидали новых событий в этой области.

В Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) несколько лет работает группа ученых из двадцати трех институтов пяти стран. В нее входит более ста человек, занимающихся изучением атомного ядра. В прошлом году поиски наконец увенчались успехом — было открыто одновременное испускание двух нейтронов при распаде одного из изотопов лития. Позднее эта новая разновидность радиоактивности была зарегистрирована и в распадах изотопов натрия.

Дальнейшее изучение распадов лития привело к открытию еще более удивительного явления — одновременного испускания трех нейтронов.

Такие неожиданные находки в достаточно хорошо разработанной области указывают на то, что мы еще не знаем каких-то существенных движущих сил этого нового вида радиоактивности. Экспериментальные исследования и теоретические разработки продолжаются.