Чего мышь не боится?

Кажется, мышь боится всего на свете, кроме… радиации, источник которой в природной среде — обычно радионуклиды. Так называют вещества, представляющие собой конечный продукт различных ядерных реакций и сохраняющие некоторую остаточную радиоактивность. Благодаря их наличию в природе в науке появилось новое понятие — радиационный биогеоценоз, то есть обычный биоценоз, функционирующий на фоне слабых, но постоянно действующих, ионизирующих излучений, источником которых и служат радионуклиды.
Хорошо ли, плохо ли обитать в таком биогеоценозе — дело неясное, скорее всего, плохо. Но такие природные системы на планете, увы, встречаются, и изучать их все равно необходимо. И вот, среди сообщений в основном о неблагоприятных для организма последствиях загрязнения среды радионуклидами появилось одно, стоящее особняком. Ученые обнаружили, что здесь могут быть и положительные эффекты. Например, есть популяции лесных и полевых мышей, которые постоянно живут в зоне слабой радиации, нормально существуют и размножаются во многих поколениях.
Единственное, чем они отличаются от собратьев, — для жизнедеятельности им требуется меньше кислорода. Чтобы проверить этот феномен, ученые проконтролировали в лабораторных условиях, сколько кислорода вдыхают нормальные мыши и мыши, в организме которых накопились радионуклиды. Привезенные из зон с радиацией, они потребляли кислорода на десять — двенадцать процентов меньше, чем контрольные. Этот факт, вероятно, следует понимать как какую-то приспособительную реакцию организма млекопитающих к радиационному заражению среды.