Спиральная галактика Андромеда: научные факты и домыслы

Галактика Андромеда

Содержание:

• История открытия

• Фото

• Галактика Андромеда и Млечный путь

• Планеты галактики Андромеда и наличие разумной жизни

• Как найти галактику Андромеды на небе

Галактика Андромеды известная под несколькими именами: великая туманность Андромеда, она же спиральная галактика Андромеды, она же Месье 31 (М31) в астрономической классификации галактик, издревле служит источником вдохновения для ученых-астрономов, писателей фантастов, а с некоторого времени и для разработчиков компьютерных игр. Ведь совсем недавно появилась отличная научно-фантастическая игра – Mass Effect Andromeda, как раз о гипотетическом полете людей будущего в соседнюю с нами галактику Андромеды. Да, именно так, Андромеда является соседней галактикой с нашим Млечным путем, и более того, самой близкой к нам большой галактикой. Но, тем не менее, несмотря на это, расстояние до галактики Андромеда от Земли не такое уж маленькое, оно составляет 2,5 миллиона световых лет. То есть, свечение, видимое нами от Андромеды в ночном звездном небе, вышло из своего источника 2,5 миллиона лет назад.

История открытия

Галактика Андромеды известна нам с древних времен, первыми ее заметили еще халдейские жрецы и по совместительству отличные ученые-астрономы древнего мира. Знали о ней и древние греки, ведь именно благодаря им, галактика получила свое название. Андромеда – героиня древнегреческого мифа, была дочерью эфиопского царя Кефея. В наказание за хвастовство Кефея бог морей Посейдон (он же Нептун) приказал царю принести дочь в жертву морскому чудищу Кракену, в противном случае все царство постигло бы ужасающее стихийное бедствие. Но принцесса Андромеда была спасена отважным героем Персеем, который на своем крылатом коне Пегасе смог победить жуткого Кракена. Впоследствии именами героев любимых мифов Персея и Андромеды были названы яркие звезды в ночном небе, только потом оказалось, что Андромеда не просто звезда, а целая галактика, а скопление Персея является даже еще чем-то большим – настоящим скоплением галактик.

Персей и Андромеда

Мифологические Персей и Андромеда, давшие свои имена галактикам.

На протяжении веком многие астрономы замечали и наблюдали Андромеду, в 964 году о ней писал персидский астроном Абдурахман ас-Суфи, нежно называя ее «Маленькое облачко». В 1780 году ее наблюдал в свой телескоп Вильям Гершель, полагавший, что она находится не так уж и далеко от нас.

Первая фотография системы Андромеда была сделана в 1887 году английским астрономом из Уэльса Иссаком Робертсом, который, однако, ошибочно считал ее частью нашей галактики Млечный путь. Понимание того, что система Андромеда является целой отдельной галактикой со множеством своих звезд, пришло лишь в начале прошлого века. Американский астроном Хебер Кертис, наблюдая за Андромедой в 1917 году, заметил, что звезды туманности Андромеда на десять величин слабее, нежели в других местах. По его утверждению они были отдалены от нас на 500 000 световых лет. Он же впервые выдвинул гипотезу спиральных туманностей или как ее еще называли «гипотезой островных Вселенных». Согласно этой гипотезы, спиральные туманности являются отдельными и полноценными галактиками.

Экспериментальное подтверждение идей Кертиса состоялось в 1923 году, благодаря еще одному великому американскому астроному Эдвину Хабблу, соорудившему свой знаменитый 100-дюймовый телескоп. Именно Эдвин Хаббл первым рассчитал точное расстояние до системы Андромеда – 2,5 миллиона световых лет, и именно он окончательно доказал, что наша Вселенная состоит из множества галактик, а не одного лишь Млечного пути (как полагали раньше) и Андромеда лишь одна из бесчисленного количества галактик вокруг.

Фото

Немножко фото нашей «соседке» по Вселенной

Галактика Андромеда

Галактика Андромеда и Млечный путь

Размер галактики Андромеда намного превосходит размеры нашей родной галактики и можно совершенно точно сказать, что Андромеда является самой большой галактикой в нашей части Вселенной. Андромеда имеет около одного триллиона звезд, в то время как наш Млечный путь куда «беднее» со своими трема сотнями миллиардов звезд. По протяженности Андромеда также в разы превосходит нашу галактику – она растянулась на 260 тысяч световых лет (для сравнения, у нас тут в Млечном пути протяженность лишь сто тысяч световых лет). Опережает Андромеда нашу галактику и по количеству черных дыр, последних там ученые насчитали уже больше 30 штук.

А еще самое интересно то, что галактика Андромеда приближается к нам, притом с не такой уж и маленькой скоростью в 100-140 км в секунду. А это означает, что через четыре с половиной миллиарда лет произойдет столкновение Млечного пути и галактики Андромеда, впоследствии чего обе галактики сольются в одну еще большую галактику. Но нам волноваться по этому поводу не стоит, так как Земля, Солнце и в целом наша Солнечная система вряд ли пострадают от этого столкновения – шансы столкновения двух звезд при слиянии галактик ничтожно малы, ввиду огромного размера этих самых галактик. В худшем варианте развития событий наша солнечная система будет выброшена в межгалактическое пространство мощными гравитационными волнами. Но сама она при этом не пострадает.

Здесь на картинке наглядно показано как будет происходить столкновение наших галактик.

Столкновение галактик

Планеты галактики Андромеда и наличие разумной жизни

Тут мы покидаем твердую почву научных фактов и вступаем на скользкий лед домыслов и гипотез. Ввиду масштабности системы Андромеда, наличий множество звезд на ней и еще большего количества планет, вполне возможно хотя бы по логике теории вероятности, что среди этого множества планет есть планеты вполне пригодные для жизни. А раз так, то и жизнь там появилась, притом не только животная, но и вполне себе разумная. Ну а пока мы можем только предположить и немного пофантазировать, как выглядят жители галактики Андромеда.

Опять таки в компьютерной игре Mass Effect Andromeda жители Андромеды гуманоидного типа, то есть внешне схожи с нами – имеют две руки, две ноги, одну голову, хотя, разумеется, разумная жизнь там может быть и в совершенно иной форме.

Как найти галактику Андромеды на небе

Если вы думаете, как увидеть галактику Андромеды в ночном небе, притом невооруженным глазом, то сделать это не так уж и трудно. Наблюдать за Андромедой лучше всего в период с октября по ноябрь. Для начала в ночном небе вам стоит найти созвездие Пегаса, оно находится на юге. На полпути от горизонта к зениту вы должны будете заметить большой квадрат из четырех звезд почти одинаковой яркости – это наиболее яркая и заметная часть созвездия Пегаса.

Созвездие Пегаса и Андромеды

Слева к квадрату примыкает изогнутая вверх цепочка звезд, образуя вместе с квадратом фигуру, отдаленно напоминающую ковш с ручкой. Звезды ручки, включая левую верхнюю звезду квадрата, принадлежат галактике Андромеда.