Холодные извержения на Луне

лунный кратер

Открытие русского астронома Козырева, обнаружившего на считавшейся мертвой Луне вулканическое извержение, не только удивило астрономов и взволновало общественность, но и вдохновило двух английских химиков на создание довольно стройной астрономической гипотезы.

Доктор Гейдн и Лернер из Имперского технологического института в Лондоне, основываясь на опыте работ в области химии, опубликовали новое объяснение происхождения кратеров на поверхности Луны.

Несколько лет назад, выкачивая воздух из сосуда, где находились куски углекислого магния, Гейдн заметил, что временами из кусков выделялись газы, находившиеся где-то внутри. При этом на поверхности возникали «кратеры», чрезвычайно похожие на лунные. Тогда он не придал своему наблюдению никакого значения. Но узнав об открытии Козырева, он вместе с Лернером повторил опыты и поставил серию других, в которых газы пробивались сквозь слои различных порошков. Каждый раз на поверхности слоя оставались следы очень похожие на лунные кратеры.

Из этих опытов родилась гипотеза о происхождении кратеров от извержений, но не таких, как на Земле, связанных с высокой температурой, лавой и пеплом, а холодных, вызванных газами, с давних пор наполнявшими какие-либо полости в толще нашего естественного спутника и внезапно вырвавшимися наружу и поднявшими ту пыль, которая покрывает большую часть поверхности Луны. Что же касается теории происхождения кратеров в результате пробивания лунной коры крупными метеоритами, то, она, по мнению лондонских химиков, несостоятельна, так как метеориты падают на поверхность под самыми разными углами и должны оставлять следы в виде более и менее вытянутых овалов, на самом же деле кратеры круглы. Кроме того, кратеры, образованные метеоритами, не имели бы внутри такой гладкой поверхности, как лунные или искусственные, полученные экспериментаторами.

Авторы гипотезы предвидят возражение: в кратере Альфонса, где произошло извержение, спектроскопические исследования обнаружили наличие молекул С2, свидетельствующих о высокой температуре. Этот довод они отметают, так как новейшие исследования показали, что под действием ударной волны некоторые соединения углерода могут дать такой спектр и при низкой температуре. А те самые тектонические сотрясения, которые вызвали освобождение газов, способны создать и взрывную волну…