Сейсмический рельеф

лунный кратер

Уже три столетия идут дебаты между сторонниками вулканического и метеоритного происхождения лунных кратеров. У обеих гипотез — свои резоны. И впрямь, трудно вообразить, чтобы удары метеоритов случайно «выстроились» точно по прямой, вдоль которой вытянулась цепочка кратеров от Птолемея до Пурбаха. Скорее всего, они приурочены к единому разлому, по которому поднималась к жерлам вулканов раскаленная магма.

Сегодня мало кто сомневается, что вулканы на Луне были. Но было это давно: возраст самой «молодой» породы, привезенной с Луны,— три миллиарда лет. С тех пор дошли до лунных экспедиций такие «типажи» лунного вулканизма, как борозда Гигинус, насчитывающая 23 кратера, линейные цепочки кольцевых гор на обратной стороне, Прямая Стена — 240-метровый уступ, протянувшийся в Море Облаков на 125 километров, горизонтальные разрывы кратеров Капелла и Кассенди.

И все же «метеоритчики» потеснили «вулканистов» — основным рельефообразующим процессом на Луне сегодня признаются удары метеоритов разного калибра. Летят метеориты из пояса астероидов и других межпланетных регионов и врезаются в незащищенную атмосферой поверхность Селены со скоростью более двадцати километров в секунду. Их удары образовали глобальные черты лунной поверхности — «моря», базальтовые безводные плато и «континенты». И усеяли оспинами разнокалиберных кратеров видимую и обратную стороны. В настоящее время метеоритный «дождь» на Луне почти иссяк. Чуткие сейсмометры фиксируют лишь около ста падений в год.

В последнее время к традиционному спору о происхождении лунных кратеров присоединились сейсмологи. При дешифровке снимков поверхности Луны были обнаружены необычные формы рельефа: борозды, трещины, разрывы, оползни. Создавалось впечатление, что удар был направлен не снаружи, а изнутри. Но самое интересное — специфические формы рельефа обнаружены в районах, являющихся антиподами по отношению к «ударным» морям — Дождей и Восточному. Более того новейшие съемки «Маринера-10» выявили такие же формы рельефа на Меркурии. Американские физики Шульц и Галт предположили, что описанный рельеф имеет сейсмическое происхождение.

Вот как, по их мнению, это было. 3,9 миллиарда лет назад огромный астероид, втрое превышающий поперечник Парижа, нанес Селене удар фантастической силы и притом совершенно беззвучно. Энергия этого удара достигла 1034 эрг. Будь он раз в сто сильнее, Луна могла бы развалиться на куски — поди соберись снова в столь прекрасный спутник!

Но этот удар она выдержала, хотя сотрясение поверхности в тысячи раз превосходило рекордную на Земле лиссабонскую катастрофу 1755 года. Продольные волны от такого удара первыми пронзили Луну насквозь и, достигнув противоположной стороны, подбросили грунт на высоту трехэтажного дома. За несколько секунд поверхность преобразилась: покрылась морщинами, ямами, холмами, оползнями. Через 20— 40 минут сюда долетели по баллистическим траекториям разного калибра осколки, вырванные из толщи коры. Они добавили в рельеф вторичные ударные кратеры. Последними «прибыли» сейсмические волны, обогнувшие пол-Луны вдоль поверхности, они усилили эффект продольных волн.

Пока не исчерпался поток падающих на Луну метеоритов, практически вся ее поверхность представляла сейсмически опасную зону. Взять, к примеру, удар, образовавший 35-километровый кратер Коперник, столь хорошо различимый в бинокль к югу от Моря Дождей, близ центра видимого диска. Его энергия соответствовала магнитуде сотрясения 10, то есть превышала все известные землетрясения. Ударные волны в радиусе 200 километров производили лунотрясения сильнее ташкентского. Так сейсмический «шейк» лунной поверхности вносил неповторимые штрихи в лик Селены.