Сюрпризы радиолокации

радиолокация

«Глаз тайфуна»… Опытный капитан знает, чем грозит судну эта центральная зона тайфуна, где ветер — тихий и ласковый, а волны лишь слегка покачивают судно. В любой момент все может измениться: бешеный напор ветра накренит корабль, огромные волны ударят в его борт… Величественный лайнер может превратиться в беспомощную игрушку стихий. Как же происходит эта почти мгновенная смена погоды, что творятся на границе раздела двух стихий — водной и воздушной? Как происходит энергетическое взаимодействие океана и атмосферы?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, ученые изучают радио изображения поверхности Тихого океана, полученные со спутников. Радиолокационная система дает полосу обзора около 500 километров. Изображение получается благодаря избирательному рассеянию радиоволн поверхностью океана.

Не менее интересные изображения получены и при радиолокации других песчаных «волн» Западной Сахары. Там, где на оптических снимках нет ничего особенного, радиоволны неожиданно выявили кольцевую структуру диаметром около 35 километров. Что это — занесенный песком древний кратер вулкана или след падения метеорита? Снимки позволяют увидеть то, что скрыто под песком на глубине до шести метров. Не взять ли этот метод на вооружение археологам?

А вот что показала радиолокация поверхности нашей соседки Венеры, проведенная автоматическими станциями «Венера-15» и «Венера-16». Там тоже обнаружили кольцевые структуры. На поверхности Венеры нашли и рисунок, напоминающий паркет. Если бы такое открыли в те времена, когда верили в существование марсианских каналов, то «паркет», конечно бы, приняли за следы деятельности разумных существ, уж очень правильные прямоугольники видны на радиолокационном изображении. Но, скорее всего, это просто нагромождение тектонических чешуй, которые родились при горизонтальных движениях коры планеты.