История алхимии – предшественницы химии

Алхимия

Обычно слово «алхимик» произносят с насмешкой. Однако французские специалисты по истории науки и техники, обнаружившие недавно в архивах интересные материалы, предлагают пересмотреть подобное отношение к алхимии.

Напомним, что алхимия оформилась 1500 лет назад, а зародилась более 4000 лет назад в древнем Египте. Прекрасными алхимиками были греки и арабы. Последние и подарили нам это слово. На их языке оно означает просто «химия» с артиклем единственного числа.

Все «испортили» средневековые ученые в Европе. Это они занялись поисками эликсиров бессмертия, пресловутого философского камня и превращением медного колчедана в золото. Для этого им пришлось стать «магами и кудесниками». Кто знает, быть может, в скучные будни той мрачной эпохи это вносило разнообразие?

алхимик

Однако не все их опыты были бесплодными. Они создали замечательные лекарства против глазных и кожных болезней, изобрели «царскую водку», первыми объяснили свойства серы, сурьмы и ртути, открыли катализаторы и многие технологические процессы получения солей и кислот, в основных чертах неизменные и сегодня. Кроме того, они открыли методы герметизации сосудов, консервирования пищевых продуктов, получения салициловой кислоты, выплавки нержавеющей стали. А средневековый трактат алхимиков «Изумрудные таблицы» можно рассматривать, как попытку приблизиться к тому порядку в расположении химических элементов, который позже открыл и обосновал Д. И. Менделеев.

Французские исследователи считают, что средневековые ученые заслуживают похвалы даже за одну свою неудачу. Речь идет о многолетних попытках расшифровать рецепт так называемого греческого огня. Алхимики кропотливо собрали все античные сведения об этом грозном изобретении древних греков. Они первыми начали эксперименты с перегонкой нефти и были на пороге открытия напалма. И хотя разгадать секрет греческого огня им так и не удалось, зато они открыли много новых полезных веществ и химических процессов, зафиксировали результаты огромного числа химических реакций, подготовив тем самым почву для всей современной химии.

Кухня алхимика

Словом, вывод французских специалистов таков. Алхимия — значительный этап в истории науки. Многие представления о ней — обидные заблуждения, и современным химикам необходимо изучить опыты своих предшественников, ибо среди них случались такие удивительные по своим результатам, что и сейчас повторить их не так-то просто.

Правда, есть тут определенная трудность. Трактаты алхимиков написаны на языке, который не преподают ни в одном университете мира. Это особый, закодированный язык. Вот почему лучшие их труды еще не переведены на язык современных понятий. Кто же возьмется за это?

P. S. Также стоит заметить, что занятие алхимией при своих дворах поощряли многие правители средневековой Европы: короли, князья, вполне возможно, что своих придворных алхимиков имели и князья Киевской Руси: Игорь Олегович, Святослав Игоревич, Владимир Святославович и другие.