Влияние естественных электромагнитных полей на живую природу

Магнитная буря

Еще в 1935 году немецкие ученые подметили, что в периоды магнитных бурь, при которых напряженность магнитного поля Земли резко возрастает, заметно увеличивается число нервных и психических заболеваний, Однако эти данные, полученные на основании изучения 40 тысяч случаев на протяжении 5 лет, не подвергались достаточно полной статистической обработке. Недавно в США вновь была найдена взаимосвязь — на этот раз при тщательном статистическом сопоставлении — 29 тысяч случаев психических заболеваний за 4 года с еженедельными данными о напряженности поля земного магнетизма. Подобная же зависимость была выявлена в отношении числа поступлений в больницы и смертных случаев в них.

Большой материал собран и об увеличении числа сердечно-сосудистых заболеваний и их обострений в периоды магнитных бурь. Эти результаты стимулировали поиски возможной связи между поведением животных и изменениями интенсивности земного магнетизма. Такую связь нашел американский исследователь Ф. Браун. Он подметил, что с восходом Солнца все улитки ползут в направлении, параллельном магнитным силовым линиям, по мере приближения к полудню все большая часть из них отклоняется влево от этого направления, к вечеру же почти все животные вновь направляют свое движение на юг. Известно, что напряженность магнитного поля Земли претерпевает в течение суток заметные изменения. Отклонение движения улиток от первоначального — утреннего — направления оказывается соответственно связанным с изменениями напряженности земного магнитного поля.

Это явление показывает, что животные могут реагировать не только на повышение, но и на понижение интенсивности магнитного поля. В самом деле, недавно было установлено, что в условиях искусственно пониженной (в 10 раз) интенсивности магнитного поля бактерии стафилококки размножаются в 15 раз медленнее.

Результаты опытов с улитками навели Брауна на мысль, что суточное изменение магнитного поля Земли может являться своеобразным регулятором так называемых «биологических часов». Вопрос о существовании таких «часов» давно возник в связи с наблюдаемым свойством всех живых организмов определять время суток и согласовывать с его ходом скорость и направление важнейших процессов жизнедеятельности. Механизм работы «биологических часов» окончательно не выяснен. Предполагают, что они регулируются какими-то внутренними процессами в организме, так как их суточный ход практически не зависит ни от суточной смены света и темноты, ни от соответствующих изменений температуры и атмосферного давления. Конечно, гипотеза Брауна нуждается в убедительном экспериментальном подтверждении.

Недавно были открыты пульсации магнитного поля Земли в пределах от 8 до 16 колебаний в секунду. В связи с этим высказано интересное предположение, что с влиянием этих пульсаций связано наличие основного ритма биопотенциалов мозга у людей, так называемого альфа-ритма, изменяющегося именно в этом диапазоне частот. Итак, проблема влияния природных электрических и магнитных полей получила права гражданства в науке,

Электромагнитные поля в живых организмах

Способность генерировать электромагнитные поля низких частот впервые была открыта у некоторых рыб. У них существуют электрические органы, которые испускают периодически повторяющиеся импульсы. Форма, длительность и частота импульсов характерны для каждого вида рыб.

Позже низкочастотные импульсы электрического и магнитного полей были обнаружены вокруг возбужденного нерва лягушки. И, наконец, ученые отметили низкочастотные магнитные импульсы в окрестности сердца человека.

Недавно удалось зарегистрировать излучение широкого диапазона длинных радиоволн вблизи сокращающихся мышц человека. Наибольшее излучение генерируется у мелких мышц, среднее — у икроножных. Вблизи мышц головы излучения не отмечалось. В связи с этими наблюдениями вспомнили о том, что итальянский ученый Ф. Кацамали еще в 1925— 1941 годах наблюдал излучение сантиметровых и метровых радиоволн мозгом человека, находящегося в сильном эмоциональном возбуждении. Недавно в одном американском журнале появилось сообщение об успешном повторении этих опытов с помощью совершенной современной радиоаппаратуры.

Что представляют собой эти излучения: побочное ли явление, только сопутствующее физиологическим процессам, или они играют существенную роль в самих этих процессах? Наиболее вероятным представляется второе предположение. Это вытекает как из данных о биологическом действии электромагнитных полей, так и из того факта, что различные электрические явления в живых организмах имеют непосредственное значение для процессов жизнедеятельности.

В этом отношении представляет интерес открытие Р. Беккера, который нашел, что по поверхности тела человека и других позвоночных определенным образом распределены электрические потенциалы. Причиной их возникновения является особая электрическая система — потоки электронов вдоль нервных волокон (до сих пор было известно поперечное движение ионов в нерве, которое, как известно, обусловливает распространение биотоков). В чувствительных нервах эти потоки направлены к спинному мозгу, а в двигательных — противоположно.

Беккер пришел к выводу, что найденная им система управляет скоростью распространения биотоков по нервам и передает медленную информацию о боли. Она связана и с психическим состоянием организма. Беккер предполагает, что влияние магнитных полей Земли на поведение животных обусловлено именно реакцией этой системы. По-видимому, она образовалась в процессе эволюции раньше, чем система управления с помощью биотоков, и до сих пор играет главную роль в регулировании поведения примитивных животных.

Исходя из фактов биологического действия электромагнитных полей и данных об их возникновении в живых организмах, можно сделать предположение о том, что наряду с нервными и химическими способами передачи информации в организме существует своеобразная «радиосвязь». Она представляется вероятной на всех уровнях функционирования живого организма: между системами, между клетками, между молекулами.

С точки зрения этой гипотезы можно попытаться объяснить механизм некоторых «дистантных» взаимодействий между клетками, которые с химических позиций объяснить не удается. Известно, что развивающиеся нервные клетки обладают высокоизбирательным сродством: они «узнают» друг друга и окружающую их среду, перемещаются в строго определенные участки организма, каким-то образом точно «отыскивая» места назначения.

С этих же позиций можно рассмотреть и проявления дистантных связей на молекулярном уровне: при синтезе белковых молекул, при встречах фермента и субстрата, антигена и антитела. Уместно здесь упомянуть, что в последнее время на основе серьезных теоретических соображений высказаны гипотезы о возможности излучения и поглощения белковыми молекулами сантиметровых волн.

Наконец, некоторые ученые рассматривают «биологическую радиосвязь» как возможную причину так называемых телепатических явлений.

Продолжение следует.