Минералы и жизнь
Непросто, очень непросто складываются отношения живых организмов с природными минералами. Эти неорганические по составу и правильно организованные кристаллические структуры проникают в самую сердцевину биологических процессов, навязывая им порой какие-то свои законы протекания. Стоит лишь напомнить о таких образованиях в человеческом теле, как скелет, зубы, отложения солей, камни в почках, кальциноз сердца и другие, чтобы понять, как много значат минералы в нашей жизни.
В других организмах, начиная с сине зеленых водорослей, они тоже встречаются достаточно часто. Всего же в живом используется только четыре типа минералов — апатит, кальцит, арагонит и кристобалит. По данным исследований во всех биоминеральных образованиях собственно кристаллы ничтожны по величине — это эллиптические, округлые либо много угольные пластины обычно микронных размеров. Но, самое важное, они не срастаются между собой в монолит, поскольку тому препятствуют обволакивающие их органические мембраноподобные пленки. Более того, сам рост кристалликов идет под контролем пленки как матрицы, а ослабление этого контроля ведет к окостенению, окаменению и другим нежелательным для организма последствиям разрастания кристаллов до макроскопических размеров.
Ученые выдвигают новое смелое предположение. Био минерализация, возможно, содержит некое «воспоминание» о возникновении жизни именно на природных минералах. К тому есть определенные основания. Например, кристаллическая решетка апатита комплементарна с ДНК и коллагеном, а решетка кальцита — с аминокислотами. Комплементарность — значит «дополнительность», по которой первое вещество может служить матрицей для синтеза второго и наоборот. Отсюда «рукой подать» до возникновения первичного генетического кода на основе неорганических минералов.
Кроме того, решетки всех четырех минералов оказались связаны пропорциями «золотого сечения», откуда они были, возможно, унаследованы живущими ныне организмами.