Звезды очень малых масс

малые звезды

Более десятилетия астрофизики пытаются обнаружить массивную невидимую корону у нашей и других галактик. Собрано немало теоретических и наблюдательных аргументов в пользу того, что такие короны существуют. Но до сих пор не ясно: состоят они из слабых, невидимых в телескопы звезд, из газа или даже из нейтрино?

Многие астрофизики считают, что массивные короны галактик содержат звезды очень малых масс — менее 0,1 солнечной. Светимость таких звезд настолько мала, что обнаружить их на расстоянии даже нескольких парсек чрезвычайно трудно, а на межгалактических расстояниях просто невозможно. Как же получить искомое доказательство?

Американские астрофизики Р. Пробст и Р. О’Коннелл исследовали в инфракрасном диапазоне ближайшие к Солнцу двойные системы, в которые входят белые карлики. Поиск, как утверждают авторы работы, был полным вплоть до абсолютных звездных величин 20,7т — таков предел применяемой техники.

Однако в этих системах не удалось обнаружить оптических звезд с абсолютной величиной слабее 16т. По-видимому, звезд с абсолютной величиной больше 14т в Галактике действительно мало. Такую величину имеют звезды, масса которых менее 0,1 солнечной.

Согласно оценкам, средняя плотность столь немассивных звезд в окрестности Солнца не превышает 0,005 масс Солнца. Это в 30 раз меньше, чем средняя плотность обычных звезд. По мнению Пробста и О’Коннелла, маловероятно, чтобы немассивные звезды вносили существенный вклад в массу невидимой короны нашей Галактики.