О Юпитере и жизни

Большое красное пятно Юпитера

Когда астрономы впервые обнаружили радиосигналы, идущие от пульсаров, они были ошеломлены. Неужто вести от инопланетных цивилизаций? Но потом все разъяснилось. Пульсары, как предполагают ученые,— это нейтронные звезды, которые индуцируют вокруг себя электрическое поле, ускоряющее частицы окружающей плазмы до высоких энергий. Эти частицы и порождают «всплески» излучения. Но вот оказалось, что подобные же радиовсплески излучает и Юпитер!

Это опять поставило астрономов в тупик. Юпитер, как известно, состоит в основном из водорода, который в глубине планеты из-за огромного давления, вероятно, находится в металлической фазе. Почему же Юпитер, как выяснили ученые радиофизики, генерирует сигналы, весьма похожие по структуре на радиосигналы, идущие от пульсаров?

Провести этот точный сравнительный анализ астрономам удалось благодаря использованию самого большого в мире Т-образного радиотелескопа. Оказалось, что радио-всплески, идущие от Юпитера и пульсаров, очень схожи. Объясняется это, по-видимому, сходством их магнитосфер, для которых характерна особая структура магнитного поля.