Есть ли жизнь на Юпитере

Жизнь на Юпитере

Ксерофиты — к их числу относятся лишайники, кактусы и другие растения, способные обходиться скудным водным «пайком», — это отнюдь не неженки. И все же американские ученые Сигел и Джюмаро решили подвергнуть их выносливость суровому испытанию. Они поместили растения из вида ксерофитов в герметичную камеру, а затем вместо воздуха заполнили ее смесью метана, водорода и аммиака при атмосферном давлении. Температура в камере поддерживалась на уровне 22—24 С, тусклый свет едва-едва просачивался сквозь толстые стеклянные стенки. Некоторые опыты продолжались по два месяца.

По окончании каждого опыта исследователи извлекали растения из камеры и подвергали их тщательному изучению под микроскопом. Они обнаружили удивительную вещь: многие разновидности бактерий на поверхности растения не только выживали в такой ядовитой атмосфере, но и продолжали размножаться, хотя и с несколько меньшей скоростью, чем в естественных, «земных» условиях.

Это неожиданное открытие заставляет пересмотреть прежние взгляды на возможность существования жизни на Юпитере. В самом деле, состав плотных слоев газовой оболочки Юпитера, где давление составляет примерно одну земную атмосферу, близок к составу газа в камере, температура и освещенность также вряд ли сильно отличаются. И если на протяжении нескольких миллиардов лет, которые существует эта планета-гигант, в ее атмосфере возникла искра жизни, она вполне могла не только сохраниться, но и пройти значительную эволюцию — такой вывод ученых.