Бессонница: ее причины и лечение

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

бессоница

В чем причина возникновения бессонницы? Прежде всего, нужно внести ясность в определение термина «бессонница». Это — нарушение сна. Дело в том, что истинного отсутствия сна у человека не существует. Некоторые нарушения сна, субъективно переживаемые как бессонница, имеют сложную, разнообразную структуру, о чем будет рассказано далее.

Необходимо отметить, что различным людям для ощущения нормальной трудоспособности и чувства удовлетворенности сном требуемся разное его количество: от 4—5 часов до 8—10 часов в сутки. Так, например, известно, что Петр I спал не более пяти часов в сутки, точно так же Наполеон, а Эдисон — всего лишь два часа. Несмотря на это, они сохраняли прекрасную трудоспособность. Поэтому ошибочно считать, что 8 часов — это обязательная норма суточного сна.

Что же касается сообщений о людях, которые «не спят», вряд ли следует принимать подобные информации всерьез. Дело в том, что длительными научными исследованиями, методом электроэнцефалографической регистрации состояния сна и бодрствования установлено, что людей, которые могут обойтись вообще без сна, не существует.

Бессонница, вернее, нарушение количества и качества сна,— это результат какого-то заболевания, и в первую очередь нервной системы. Меньшую часть страдающих бессонницей составляют люди, перенесшие органическое заболевание мозга, такое, например, как энцефалит или черепно-мозговую травму. В основном же на бессонницу жалуются страдающие неврозами, то есть функциональным расстройством деятельности нервной системы, вызванным затяжными конфликтными, сложными жизненными ситуациями или чрезмерными нагрузками на нервную систему. У людей с функциональным нарушением нервной системы наблюдаются повышенная эмоциональность, быстрая смена настроений, склонность фиксировать внимание на своих ощущениях. Обычно квалифицированный врач невролог или невропатолог может помочь страдающим бессонницей, выписав специальные медикаменты, например мелатонин.

Причиной эпизодических нарушений сна могут быть и случайные явления: перемена привычного для сна места, длительные переезды, внезапные тяжелые переживания, лихорадочные состояния.

В современном обществе существуют факторы, способствующие развитию функциональных заболеваний нервной системы, печальным следствием которых является нарушение сна. Теперь часто говорят: «Наша современность — это максимум информации в единицу времени». Информационная перегрузка может привести к затруднениям в переработке информации, а это, в свою очередь, либо вызывает, либо усугубляет невротическое состояние. Следует иметь в виду, что возможность переработки информации разными людьми неодинакова, поэтому и степень перегрузки — мера индивидуальная. Более того, способность переработки информации одним и тем же человеком меняется под влиянием разных условий. Так, например, при снижении работоспособности мозга (астении) после перенесенного заболевания обычно посильный для данного человека объем поступающей информации может стать чрезмерным.

Чем объясняется, что на бессонницу в основном жалуются люди умственного труда?

Фактор информационной перегрузки, о котором мы говорили, особенно приложим к этой категории людей. Если работник умственного труда неспособен переработать весь поток необходимой ему по роду деятельности информации,— это часто причина жизненного конфликта. Отсюда, конечно, нервное перенапряжение. Кроме того, недостаточная мышечная активность (гипокинезия) также способствует нарушению сна. Не раз приходилось слышать, как человек, который обычно занимается только умственным трудом, поработав в своем небольшом садике или огороде, говорит потом с большим удовлетворением: «Сегодня я сразу заснул и спал как убитый!».

Как известно, в современном обществе грани между трудом умственным и физическим все больше стираются. На многих производствах тяжелый мышечный труд давно заменен автоматикой, а это означает, что от людей, занятых на производстве, также требуется значительная умственная деятельность, концентрация внимания. Поэтому фактор информационной перегрузки и недостаточной физической активности существен и для этой категории лиц.

Связана ли бессонница с возрастом?

В последние сто лет значительно увеличилась средняя продолжительность жизни человека. Отсюда, как это ни парадоксально увеличилось и число страдающих бессонницей. Ведь в основном ею страдают пожилые люди. Они трудно засыпают, часто просыпаются ночью и под утро. Но, тем не менее, люди преклонного возраста меньше жалуются на недосыпание, менее остро чувствуют недостаточность продолжительности ночного сна. Что же касается людей молодого и среднего возрастов, они особенно остро ощущают бессонницу, которая буквально выбивает их из нормальной колеи, сильно влияет на работоспособность.

Каковы современные представления о мозговых механизмах сна?

Действительно, прежде чем научно разобраться в нарушениях сна и дать какие-то оправданные предупредительные и лечебные рекомендации, следует ознакомиться с современными представлениями о сне, о том, что при этом происходит в мозгу, и о функциональном назначении этого состояния, в котором человек проводит около одной трети своей жизни. Это тем более оправданно, что за последние 15—20 лет в этой области физиологии мозга были получены факты первостепенной важности, заставившие во многом по-иному оценить состояние сна и поставившие физиологов перед необходимостью переосмыслить и ряд общих положений о принципах организации целостной деятельности мозга.

Основные результаты физиологического изучения сна сводятся к следующему. Сон не является по своей сущности и физиологическим механизмам единым состоянием. За ним кроются, по меньшей мере, два состояния, которые могут быть названы сном без сновидений («медленный», или «ортодоксальный», сон, характеризующийся появлением на электроэнцефалограмме медленных волн и так называемых «сонных веретен») и сном со сновидениями («быстрый», или «парадоксальный»). При таком сне электроэнцефалограмма сходна с состоянием бодрствования. Сопровождается он быстрыми движениями глазных яблок, резким угнетением мышечного тонуса и переживанием сновидений. Это состояние иногда называют «бодрствованием, обращенным вовнутрь».

  • «Медленный» и «быстрый» сон в течение ночи чередуются в определенном порядке, образуя повторяющиеся циклы (4—5 за ночь). Каждый цикл начинается с фазы «медленного» сна, которая постепенно углубляется, проходя ряд стадий, и затем быстро, скачком переходит в фазу «быстрого» сна, после которой цикл начинается сначала.
  • «Медленный» и «быстрый» сон в течение ночи чередуются в определенном порядке, образуя повторяющиеся циклы (4—5 за ночь). Каждый цикл начинается с фазы «медленного» сна, которая постепенно углубляется, проходя ряд стадий, и затем быстро, скачком переходит в фазу «быстрого» сна, после которой цикл начинается сначала.

Установлено, что «быстрый» сон появляется впервые через 60— 90 минут после засыпания, а длительность каждого его периода нарастает к утру. Всего «быстрый» сон занимает около 20 процентов времени ночного сна. Наличие этой фазы сна, а также самых глубоких проявлений «медленного» сна жизненно необходимо.

Обе фазы сна резко отличаются по своим проявлениям, по протекающей при этом деятельности мозга, механизмам возникновения и по чувствительности к разным лекарственным препаратам.

Возникновение каждой фазы сна — результат активного состояния, деятельности особых мозговых функциональных систем, очень сложно устроенных и захватывающих, по сути дела, все «этажи» нервной системы. Особое место в этих функциональных системах занимают разные отделы так называемой ретикулярной формации (сетевидного образования) мозгового ствола, в частности расположенные на уровне таких отделов мозга, как зрительные бугры, гипоталамус, варолиев мост и продолговатый мозг.

Правда ли, что сон это заторможенное состояние клеток?

Полученные за последние годы факты дают основание отвергнуть представления, рассматривающие сон как состояние разлитого торможения нервных клеток головного мозга (в первую очередь коры больших полушарий) или хотя бы как количественное преобладание заторможенных клеток над возбужденными. Сон предстает как особым образом организованная специальная деятельность мозга, назначение которой еще остается в значительной степени неясным. Иными словами, сон — это действительно работа. Нет никаких свидетельств снижения активности, возбудимости нервных клеток мозга во время сна, а на некоторых его стадиях имеются скорее показатели обратного.

Поэтому состояние мозга во время сна в настоящее время трудно расценивать с энергетических позиций, то есть охарактеризовать это состояние количеством энергии и питательных веществ, накопленных нервными клетками для восполнения расходов при бодрствовании, заторможенным их состоянием, сниженной возбудимостью и реактивностью.

Непонятно, почему для нервной клетки-нейрона, цикл деятельности которого равен одной тысячной секунды,— недостаточен для восстановления период, в десятка раз больший, и требуется заторможенное состояние на несколько часов, в то время, как для сердца, цикл возбуждения и сокращения которого занимает несколько десятых долей секунды, достаточно для отдыха и восстановления нескольких десятых долей секунды. Сердцу не требуется при непрерывной работе в течение всей жизни 7 — 8-часового перерыва.

По-видимому, для мозга, являющегося в первую очередь информационной машиной (то есть устройством по переработке информации), необходимость периодических отключений от сигналов из внешнего мира связана с особенностями организации переработки поступившей информации.

Высказываются предположения, что наступление сна связано с заполнением информационной емкости, так называемой кратковременной памяти. При этом возникает естественная необходимость «рассортировать» информацию: в долговременную память, в текущую программу деятельности, а ненужное — «на выброс». Пока это лишь одна из гипотез.

Лечит ли сон?

Одно время сну приписывали лечебное действие,— сон был своего рода методом лечения всех заболеваний — панацеей. Основано это было на представлениях о сне как охранительном торможении. Как мы уже говорили, сейчас получено много фактов, не подтверждающих эти представления. Может возникнуть вопрос: с чем же тогда связано благотворное, «разгружающее» влияние сна, снимающее эмоциональное напряжение в трудных ситуациях? Ведь каждый человек не раз испытывал справедливость народной мудрости «Утро вечера мудренее», «С горем переспать — горя не видать».

Окончательный ответ на этот вопрос в настоящее время вряд ли может быть дан, ибо не выяснено еще назначение процессов, происходящих в мозгу во время сна. Можно, однако, полагать, что большую роль в таком действии сна играют процессы дальнейшей переработки в течение ночи информации, полученной за предыдущий день.

Раскрытие сущности сна позволит в будущем более строго определить его место в комплексе лечебных мероприятий. Несомненно, страх перед возможной бессонницей усугубляет нервозное состояние, которое, в свою очередь, мешает человеку заснуть. Каждому, испытывающему такие страхи, надо раньше всего помнить, что потеря нескольких часов сна не является еще причиной для тревоги: при спокойном отношении к этому вопросу сон придет сам. Ну, а если уж сон не нормализуется, то целесообразно обратиться за советом к врачу.

Что происходит со сном у людей, страдающей бессонницей?

Чтобы правильно оценить состояние сна, его продолжительность, выраженность разных фаз, характер циклов у жалующихся на бессонницу, нужны специальные исследования, которые заключаются в непрерывной регистрации биотоков мозга в течение ночи. Эта регистрация сопровождается параллельным исследованием других физиологических показателей: движения глаз, мышечного тонуса, движения тела, ритма работы сердца и дыхания.

Было обнаружено, что характер бессонницы может быть обусловлен разными изменениями в структуре ночного сна. Иногда в циклах ночного сна недостаточно представлены самые глубокие фазы так называемого «медленного» сна, в других случаях очень длительным может быть период вхождения в глубокий сон с характерным для этого периода обилием психических переживаний. Иногда могут быть чрезмерно представлены периоды «парадоксального», или так называемого «быстрого», сна со сновидениями, сопровождающиеся к тому же частыми пробуждениями в течение ночи. И, наконец, возможно сокращение общей продолжительности сна или только фазы «быстрого» сна. Многократно исследуя ночной сон, мы пришли к заключению, что даже те, кто жалуется на кратковременный ночной сон — 2—3 часа, на самом деле спят 5—6 часов.

Следует учесть, что это происходит даже при неблагоприятных условиях исследований: непривычная для человека обстановка, прикрепление различных электродов и отсюда, естественно, нервное напряжение.

Интересно отметить, что у некоторой части обследованных нами лиц, страдающих бессонницей, не удалось выявить ни количественного, ни качественного нарушения сна. В связи с этим возможно предположить, что так как у каждого человека есть своя индивидуальная потребность во сне, то количественные отклонения от среднего стандарта еще ни о чем не говорят.

Какие методы лечения бессонницы существуют в медицинской практике?

Лечить надо не бессонницу (или правильнее — нарушение сна), а то основное заболевание, симптомом которого она является. А так как бессонница — обычно следствие невроза, то и применять следует различные методы лечения этого заболевании.

У страдающих бессонницей существует ошибочное мнение, что сон должен быть длительным. В связи с этим возникает боязнь «недосыпания» и чувство страха перед возможностью провести «ночь без сна», а наутро приступить к работе в состоянии разбитости, утомления. Появление этих мнимых опасений нередко и обусловливает длительное нарушение сна, которое описывается больными как бессонница.

Наиболее оправданный метод лечения в данном случае — психотерапия в разных формах. Основа метода психотерапии — это разбор совместно с больным сущности и проявлений заболевания, умение создать веру в выздоровление. Лечение неврозов требует комплексного подхода и не ограничивается психотерапией.

Автор: А. Вейн.