Вздохи Селены

лунный кратер

Сказать, что Луна тектонически мертва, справедливо лишь в общем смысле. Что же касается явлений меньшего масштаба, то еще с конца позапрошлого века астрономы, чья научная эрудиция и добросовестность не вызывают сомнения, сообщали удивительные факты. В разных точках поверхности видимой стороны Луны происходили заметные для глаза перемены: возникали, росли и сокращались темные пятна, появлялась красная окраска, менялся блеск участков размером в несколько километров, «затуманивались» целые моря.

Большинство из этих феноменов привязано к кратерам, чье происхождение, по мнению многих геологов, не без основания считается вулканическим. Еще в ноябре 1958 года пулковский астроном Н. А. Козырев наблюдал в кратере Альфонс линию углерода С2, возможно, вызванную истечением газов. Явление повторилось в октябре 1959 года. Через пять лет, фотографируя в тепловых лучах затмение Луны, американские астрономы обнаружили, что в 80-километровом кратере Тихо температура на 100 градусов выше, чем в окружающей местности. Такие же эффекты обнаружены в кратерах с лучевыми системами: Аристарх, Коперник, Кеплер, Прокл.

К сегодняшнему дню накопилось около трехсот таких сенсационных сообщений. Но для того, чтобы эти загадочные события перешли из ранга сообщений о «тарелках» в категорию научных фактов, нужна их документальная фиксация и приемлемый вариант объяснения.

Сотрудница лунного института в Хьюстоне Барбара Миддлхарст уже более десяти лет занята разгадкой этих быстротечных явлений. Двадцать достоверно зарегистрированных событий были нанесены на лунную карту. Схема «заиграла», когда туда же поместили эпицентры глубоких приливных лунотрясений и в особенности мелкофокусных тектонических лунотрясений, которых набралось уже семнадцать. И что же оказалось? Двенадцать из них произошли поблизости от кратеров Манилиус, Атлас, Плато, Шевольер, Прокл, Геркулес и других, где ранее отмечались таинственные поверхностные явления.

В отличие от героя Чехова, настаивающего на том, что «мы имеем только факты, объяснения пока отсутствуют», ученые предлагают гипотезу, связывающую лунную сейсмичность и быстрые процессы на поверхности. Давным-давно, четыре миллиарда лет назад, когда Луну поливал «метеоритный ливень», самые крупные «бомбардиры» выбили в ее поверхности гигантские котловины и одновременно создали системы трещин, протянувшиеся в глубину на сотни километров. Эти трещины и зоны ослабления послужили каналами для излияния магмы, заполнившей лунные моря, и истечения газов в гигантских вулканах первого миллиарда лет жизни Луны. Они же стали зонами, вдоль которых по сию пору происходят подвижки, отмечаемые чуткими сейсмометрами.

Постепенно поверхностные слои Луны остыли и затвердели. Сейчас расплавленная область отступила в центральную половину, она «видна» лишь поперечным сейсмическим волнам, для которых оказывается непреодолимой преградой. Но и по сей день газы, высвобождающиеся в недрах, по ранее подготовленным зонам, ослабленным и трещиноватым, пробиваются к поверхности, создавая кратковременные явления – последние вздохи некогда горячего дыхания лунных недр.