Ловец молнии. (Памяти Рихмана Г. В.)

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

Молния

Гром грохотнул лениво раз, два и третий раз потише, как бы грозя напоследок. Рихман мельком глянул в окно: небо давило крышу двухэтажного каменного дома иссиня-черными, тяжелыми облаками. Рихман задумался, тщательно очистил гусиное перо и, четко округляя буквы, написал:

«Очевидно, что в нынешнее время и физикам представляется возможность проявить своего рода отвагу и смелость в рискованном деле. Вот почему, поскольку моя обязанность — в меру сил заниматься физическими исследованиями, ничто меня не отвращало от наблюдений подобного рода».

А исследовать надо было многое! Разгадать тайны электричества — не простой задачей задались Михаил Васильевич Ломоносов и его друг-одногодок, естествоиспытатель большого и дерзкого ума Георг Вильгельм Рихман. Ведь сведения об электричестве в то время были довольно скудны и больше части противоречивы. Рихман начал экспериментировать, он обнаружил, что вода, лед и даже снег подаются электризации – наэлектризованным льдом он сумел поджечь некоторые легковоспламеняющиеся вещества; ухитрился «взвесить» электричество на самых обыкновенных весах с металлическими чашками. К металлической линейке привязывается сухая льняная нить. При соприкосновении заряженного тока с линейкой нить отталкивается от нее на некоторый угол, который можно легко измерить. Такой «указатель электричества», изобретенный Рихманом, должен был помочь в объяснении таинственного взаимодействия наэлектризованных тел.

Георг Вильгельм Рихман

Георг Вильгельм Рихман.

«Электрическая атмосфера» играет немалую роль во многих явлениях природы. Прямым подтверждением этого мнения Рихмана послужили опыты по извлечению электричества из атмосферы, проведенные во Франции в мае 1752 года.

В июле того же года Рихман с жаром взялся за эксперимент по извлечению «громовой материи». На крыше дома водрузил двухметровый железный шест, соединенный проволокой с измерительным прибором, расположенным на первом этаже. Впервые небесное электричество было низведено на землю. Но нерешенных вопросов оставалось множество. Какова степень электризации молниеотвода до и после удара молнии? Можно ли «громовой материей» заполнить лейденскую банку? Влияет ли орудийная стрельба на электризацию атмосферы?

Жаркое лето; гроза следует за грозой — исследуй, не ленись! Ломоносов тоже сидит у своей «громовой машины», отличающейся от машины Рихмана лишь тем, что она заземлена.

Заслышав грозный рев грома, Рихман поспешил наверх, к своей «громовой машине». Неслышно сверкнула молния… И вдруг железная линейка ощетинилась блестящими искрами. Они ударили Рихмана в голову. Раската грома он уже не слышал… Через несколько минут загнанные лошади остановились у дома профессора Рихмана. Из кареты выскочил бледный Ломоносов.

«…Умер господин Рихман прекрасною смертью, — писал вскоре Ломоносов, — исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет.»

Автор: Ю. Романьков.