Сероводород – это съедобно

Сероводород

Большие дозы сероводорода, как известно, губительно действуют на все живое. Однако представители недавно открытого вида рифтий любят понежиться в горячих струях сероводородных источников. Впервые скопления этих обитателей океанских глубин были обнаружены близ выхода геотермальных вод Галапагосского рифта. По внешнему виду рифтии напоминают гигантских червей, их тело, заключенное в защитную цилиндрическую оболочку белого цвета, может достигать двух метров в длину.

Рифтии еще очень слабо изучены, в их образе жизни и строении организма есть немало странных, не разгаданных до конца явлений. Одна из таких загадок — отсутствие обычной пищеварительной системы. О том, что и как едят рифтии, существуют лишь гипотезы и предположения. Специалисты полагают, что пища (взвешенные в воде органические вещества) впитывается передними щупальцами животных.

Рифтии

Последние исследования показали, что возможен еще один путь приема пищи. В теле рифтий есть необычный орган — трофосома. Она занимает большую часть их туловища. Необычность трофосомы в том, что ее «ткань» состоит из множества бактерий. Недавно американские биологи обнаружили в трофосоме кристаллы серы. Эта находка и натолкнула их на мысль о существовании у рифтий еще одного варианта питания: симбиотические бактерии окисляют ядовитый сероводород термальных источников, при этом происходят химические реакции и выделяется энергия, которую бактерии используют так же, как растения солнечный свет, получая из неорганических соединений органические вещества, вполне пригодные для питания. Таким образом, бактерии «готовят пищу» и для себя, и для «хозяина», в теле которого они живут. Сера в этом случае оказывается как бы побочным продуктом целой цепи химических превращений.