«Прыжки» по ДНК

ДНК

Еще в 1950 году американская исследовательница Б. Мак-Клинток выяснила, что гены кукурузы могут перемещаться, влияя на работу соседних генов, тех, с которыми они оказались рядом. Однако природа этих подвижных элементов оставалась неясной до развития генной инженерии.

И вот исследователи выяснили, что в геноме высших организмов существует целая группа генов, которая обладает необычной свободой передвижения. Такие гены — их назвали МДГ, мобильно-диспергированные гены,— могут перемещаться по геному. Они вырезаются из одного участка ДНК и затем переносятся на другой участок. В геноме находится около двадцати семейств таких генов, каждое из которых насчитывает от десятка до сотни копий МДГ.

Уже сформировалась гипотеза «несамостоятельного» происхождения вирусов. Дело в том, что многие вирусы не могут развиваться самостоятельно и должны обязательно паразитировать на клетке или бактерии. У них нет самостоятельного аппарата для производства белка, они изготовляют его на рибосомах клеток-хозяев. Так вот, по мнению сторонников гипотезы «несамостоятельности» вирусов, некоторые произошли из отрезков ДНК, по тем или иным причинам выброшенных за пределы хромосомы или даже клетки. Такие отрезки окружили себя мембраной и получили автономию, превратившись в далеких предков современных вирусов.

Кто знает, быть может, именно прыгающие гены и есть эти вирусные фрагменты ДНК? Пока это лишь предположение. Исследования МДГ продолжаются.