Память у растений

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

Память у растений

Французский ботаник Мари Дебие из Клермонского университета провела серию экспериментов с целью установить, сохраняют ли растения информацию, поступающую извне, и используют ли ее затем.

Подопытным растением служила молодая календула, листья которой экспериментаторы прокалывали тонкой иглой. Растения находились в той стадии развития, когда семяпочки на них располагаются симметрично, попарно на одном уровне стебля по разные его стороны.

Из каждой пары семяпочек в одной прокалывали по четыре отверстия, другая же оставалась нетронутой. Через пять минут после этой операции обе семяпочки удалялись, чтобы иметь доказательства того, что экспериментатор имеет дело с «запоминанием», а не с непосредственной реакцией на повреждение.

Растениям позволяли достигнуть возраста двадцати суток, после чего у них удаляли верхушку, что позволяло расти добавочным семяпочкам. Измерив через пять суток их рост, исследовательница установила, что в большинстве случаев он был неравномерным. У контрольных растений преимущества в росте распределялись случайным образом. У подопытных же активнее росла та семяпочка, которая была непосредственно напротив подвергавшейся прокалыванию. Такое «запоминание» сохранялось даже в том случае, когда удаляли верхушки через тринадцать суток после прокалывания.

Установив, таким образом, существование у растения сравнительно долгосрочной «памяти», ботаники провели новую серию опытов для проверки того, есть ли краткосрочная. При этом сперва, как и прежде, делали по четыре прокола одной семяпочки. А затем каждую семяпочку прокалывали лишь один раз, и только после того семяпочки удалялись.

Оказалось, что через пятнадцать минут после первого воздействия растения, подвергшиеся второму, полностью «забывали» о первом. Однако по мере того, как интервал между воздействиями возрастал до десяти часов, способность «запоминать» у растения увеличивалась. Это, по мнению экспериментатора, говорит о наличии у растения двух видов памяти: неустойчивой краткосрочной и прочной долгосрочной.