Ауксин – гормон как не гормон

Ауксин

Радиация, различные химические вещества — вот далеко не полный перечень возможных мутагенов, веществ, так или иначе влияющих на структуру генетического аппарата и вызывающих мутации. Исследователи открыли еще один такой естественно-биологический мутаген — это гормон ауксин, регулирующий рост растений.

Недавно выяснилось, что ауксин не только регулирует процессы роста, но и вызывает мутации. В иных случаях гормон влияет на ход реакций, связанных с синтезом хлорофилла, в других — увеличивается число морфологических мутаций. У растений изменяется строение и форма листьев.

По мнению исследователей, «ауксиновые» мутации имеют свою специфику. Они могут быть не только следствием разрывов или повреждений нитей ДНК мутагенами, но и результатом влияния гормона на ферментативную систему клеток. Ферменты, на которые воздействовал ауксин, изменяются. Мутагены, предполагают ученые, связываются с ними, возможно, изменяя стереохимию молекул, и блокируют работу целых ферментативных систем. А это уже новый класс мутаций, изучение механизма которых в принципе может помочь при «конструировании» новых сортов полезных растений.