Созидающее излучение

Атомное излучение

В историю естествознания 1896 год навсегда войдет как дата величайшего научного события — обнаружения естественной радиоактивности. Это открытие, сделанное французским физиком Анри Беккерелем, по существу, явилось и рождением совершенно нового раздела науки и техники — радиационной химии.

Теперь понятно, что Беккерель смог сделать свои замечательные наблюдения именно потому, что радиоактивное излучение обладает способностью вызывать химические превращения в веществе — в данном случае, фотохимические, аналогичные действию света на фотопластинку. Сам факт обнаружения радиоактивности таким способом был первым радиационно-химическим опытом, то есть опытом, подтвердившим возможность проведения химических реакций под действием радиоактивных, или, как иначе принято говорить, ионизирующих излучений.

Однако на протяжении первой половины прошлого века исследования в области радиационной химии не получили широкого развития. Это было связано не с отсутствием интереса к подобным задачам, а с весьма ограниченными возможностями экспериментаторов. Ведь в их распоряжении не имелось подходящих искусственно созданных мощных источников излучения, а естественные радиоактивные элементы находятся в природе в крайне ограниченном и чрезвычайно рассеянном состоянии. Мощным толчком к развитию радиационно-химических исследований послужило осуществление управляемой цепной реакции деления ядер атомов тяжелых элементов, создание атомного реактора.

Работающий реактор является источником нейтронов и гамма-лучей. Их воздействию подвергаются как окружающие предметы, так и конструкционные материалы, из которых построен сам реактор. Химические и физические изменения в материалах под действием излучения представляют большой практический интерес. Поэтому развитие атомной промышленности и реакторостроения выдвинуло радиационно-химические исследования на передний план. Кроме того, в реакторах получают искусственные радиоактивные изотопы, которые также могут служить мощными источниками излучения для радиационно-химических исследований (например, кобальт-60, стронций-90, иттрий-90, цезий-137 и др.).

Развитие атомной промышленности, а также техники ускорения заряженных частиц не только обусловило необходимость постановки широких радиационно-химических исследований, но и создало для них материальную базу. И если 117 лет назад произошло рождение радиационной химии, то полнокровную жизнь она обрела лишь с прогрессом атомной техники. Вот почему радиационная химия — это самая молодая отрасль химической науки.

Ионизирующие излучения могут вызывать в веществе самые разнообразные химические реакции: разложения, окисления, восстановления, присоединения, полимеризации,— могут приводить к появлению окраски в твердых телах (например, в стекле), оказывают биохимическое действие на живые организмы и т. д.

Если на первых порах развития новой области знания главным образом проводились чисто научные исследования, ставившие целью изучение элементарных процессов, протекающих в химических системах под действием излучения, то позже радиационная химия твердо выходит на широкую дорогу промышленных применений. В следующих статьях будет рассказано, конечно, в самой общей форме, лишь о некоторых основных направлениях использования радиационной химии для решения чисто практических задач…

Автор: Финкель Э. Э.

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что эксперименты с радиоактивными элементами требуют от ученых необычной точности. Тут уже активно используется например сервер времени метроном, позволяющий все необходимые в процессе эксперимента действия проводить с точностью до миллисекунды, что на самом деле очень важно, малейшая неточность и идет насмарку.