В недрах живой клетки

клетка

Пожалуй, едва ли найдется исследователь, который, будучи увлечен наукой, не мечтал бы написать книгу о своей профессии, научно-популярную книгу «для всех»: рассказать в ней, сколь значительно дело, которым ты занимаешься, как много оно дает и еще может дать человечеству, какие удивительные люди работают рядом с тобой, какие поразительные открытия ждут тех, кто придет в науку после тебя. Рассказать о развитии науки, о том, как решение сложнейших проблем приводит к проблемам новым, еще более сложным и увлекательным. Рассказать так, чтобы каждый, прочитавший книгу, почувствовал, какое огромное упорство и неистощимая любовь к своему делу требуются от исследователя.

«Капельки жизни» — произведение во многом автобиографическое. Но это не только рассказ исследователя о его жизни в науке; – в то же время это и повесть о микроскопическом строении клеток, тканей и органов, о путях гистологии — науки сложной, трудоемкой и на первый взгляд скучной даже по мнению некоторых биологов.

Но прав был А. И. Герцен, когда утверждал, что «трудных наук нет, есть только трудные изложения». Книга А. Н. Студитского — безусловное тому доказательство. Сложнейшие биологические проблемы, казалось бы, «скучнейшие» гистологические методики (приготовление красок, проводка и т. д.) описаны увлекательно, живо и образно. Главная особенность книги в том, что это не беспристрастное изложение сущности определенной отрасли науки, а динамическое повествование с «действующими лицами», сюжетными ходами и лирическим героем.

Авторское отношение к описанному, то чуть иронически-восхищенное, то мягко-лирическое, то гневное, наделяет «сухие» научные истины и проблемы человеческой теплотой. И благодаря этому, хотя действующие лица в книге необычны, их судьба по-настоящему волнует.

Вот один из таких героев книги.

«Его звали Дилентус. Я не знал греческого языка и поэтому не задумывался над значением этого имени. «Ди» по-гречески означает «два», «лента» — «узкий», «тонкий». Очевидно, когда ему давали имя, имели в виду его хоботок — тонкий, узкий, подвижной, как хобот слона, и хвостик, также тонкий, узкий, подвижной. Под хоботком помещался рот, беспрерывно и жадно захватывающий корм. Дилентус был неутомим. Собственно, он кормился на переставая, туго набивая пищей свое круглое брюшко, покрытое сверху тонкой щетинкой. Вся хлопотливая жизнь этого подвижного существа заключалась в поисках пищи: хоботком он ощупывал все возникающие на пути предметы, как поросенок пятачком, и захватывал все съедобное в свой широкий рог. Я никогда не видел его сытым и неподвижным. Из-за вечной потребности в корме он был настоящим бродягой, не знающим никакого покоя. В движении заключалась вся его жизнь».

Кто же он, этот бродяга со смешной «фамилией», о котором дальше рассказывается много интересного и необычного?

Оказывается, это микроскопическое одноклеточное животное, один из видов инфузорий. И таких героев в книге много. Они не всегда живые и подвижные в прямом смысле слова, но они оживают в авторском изложении.

Вот ядро клетки, руководящее ее жизнедеятельностью, скупо и неохотно расстающееся с тайнами своего строения, вот сами «капельки жизни» — клетки, вырабатывающие различные способы защиты от врагов, начиная от активного оружия и кончая панцирями изумительной красоты.

Вот… но, собственно, нет смысла перечислять всех героев книги, читателю интересно будет познакомиться с ними самому. Перед ним рядом с микроскопическими «капельками жизни» встанут фигуры замечательных ученых, шаг за шагом проникающих вглубь тайны клетки. Он узнает о новых методах исследования, о последних достижениях физики и химии, помогающих биологам все лучше и лучше ориентироваться в микроскопических дебрях клетки. Поймет, как каждая открытая маленькая истина увеличивает власть человека над природой. Узнает, почему коварный рак и страшная лучевая болезнь начинают отступать перед наукой, изучающей «капельки жизни».

И кто знает, сколько новых молодых исследователей придет в биологию, прочтя книгу профессора А. Н. Студитского! Да, исследователь часто мечтает написать о своей профессии «книгу для всех». Пусть эти мечты сбываются чаще!

Автор: Н. Лысогоров.