Жабы-охотники

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

Жаба

Однажды я случайно купил у букиниста редкую книгу. Это был увесистый труд о том, как научить всевозможных зверей охотиться. В одной из глав истории XVI столетия Абу Эль Фадель писал, что в Индии дрессируют жаб для ловли мелких птиц. Я занимался с различными животными и мог научить их делать самые необыкновенные трюки. А вот охотиться с жабами… для меня было новостью. И я решил провести опыт. Какие же из жаб больше всего подходят для этого?

В Южной Америке есть так называемая рогатая жаба. Зеленая, с отметинами шоколадного цвета. Зубы у нее длинные и заостренные. Рогатая жаба нападает с открытой пастью и кусается довольно сильно. Жаба с реки Колорадо питается скорпионами и очень ядовита. Но самые мои любимые — это бразильские летучие жабы, которые могут парить в воздухе. Им ничего не стоит перелететь 30 метров одним махом. Вот каких я знал жаб! Они могли быть учениками в моей школе.

Как-то я зашел к своему другу. На его столе стоял портрет самой большой и безобразной жабы, какую я когда-либо видел. Жабы никогда не отличались красотой, но эта была настоящей уродиной.

рогатая жаба

— Это ага, или Буфо мариус, — сказал мой товарищ, — самая большая жаба в мире. У нас в серпентариуме есть несколько таких.

Они находятся в клетках со змеями. Люди приходят больше смотреть на этих жаб, чем на змей. Только вот плохо, что наши жабы едят цыплят, которых мы бросаем змеям. Если эти гигантские жабы едят цыплят, значит, они могут охотиться и на птиц. Я попросил, чтобы мне показали жаб. Меня проводили к клетке. Служащий бросил несколько цыплят змеям. Ждать пришлось недолго. В углу раздалось шипение, и оттуда выскочила громадная жаба. Я не заметил, как она схватила добычу — таким молниеносным было нападение.

Мои друзья дали мне пару гигантских жаб, и я стал обладателем двух представителей природных богатств Флориды.

Гигантская жаба была открыта в 1758 году в Южном Техасе. Люди обратили внимание на то, что эти жабы легко справляются с мышами. Когда англичане узнали об этом, они сотнями завезли их на острова для борьбы с крысами. Потом жабы попали в Новую Гвинею и Австралию. Животные оказались почти безвредными. Правда, владельцы собак иногда жалуются, что их питомцы могут заболеть, если попытаются укусить жабу. Но довольно сильный яд на бородавках для людей не опасен.

жаба

Приручить жаб оказалось гораздо легче, чем я ожидал. Они не пытались убежать, когда я брал их в руки, а только издавали чирикающий звук и принимали грозный вид. Через несколько дней жабы научились брать кусочки мяса, подвешенные на нитке. По нехитрым понятиям жаб, все, что движется, — живое и его можно попытаться схватить. Как-то я услышал возню в аквариуме и пошел посмотреть, в чем дело. Окно было открыто, и ветерок шевелил зеленые ветки. Их тени двигались по дну аквариума. Жабы старательно пытались «съесть» эти тени.

У моих жаб были разные характеры. Большую звали Кэл, а меньшую, слегка горбатую, — Эзопом. Эзоп был более шустрый и всегда отскакивал, когда я протягивал к нему руку. Кэл же любил притворяться мертвым. Он закатывал глаза, переворачивался на спину и замирал. Оказалось, что Кэлу нравится, когда его поглаживают по животу.

Моей задачей было научить жаб охотиться. В сарае у нас полно мышей. Я поймал несколько грызунов и опустил их в аквариум. Жабы сидели в воде и очень напоминали маленьких гиппопотамов, так как были видны только их глаза. Я посадил мышь на сухое место в аквариум. Несколько секунд она сидела неподвижно. Жабы не обращали на нее никакого внимания. Потом мышь зашевелилась. Жабы тотчас выставили наружу свои головы и стали напряженно рассматривать ее. Первым к берегу направился Эзоп. Но Кэл, – опередив его, прыгнул на мышь.

Через несколько дней Кэл уже просто сидел и ждал, когда мышь, можно сказать, прыгнет к нему в рот. Прыжки Эзопа становились все беспорядочней. Он знал, что, в конце концов, поймает свою жертву.

жаба

Я решил, что настало время для полевых испытаний. Для начала попробую на мышах. В кладовке много мышиных нор. Я заткнул все, кроме одной, которую залил водой. Жабы сидели, спокойно созерцая полутемное помещение. Первая мышь выставила головку и осторожно огляделась. В ту же секунду жабы насторожились. Я очень удивился, увидав, что они изменили свою окраску. На белой гальке аквариума жабы были почти белые. Теперь же они стали черными, под цвет деревянного пола. Их можно было принять за комки земли. Жабы сидели сжавшись, не выдавая себя ни одним движением.

Мышь осторожно вышла из норки и остановилась между жабами. Эзоп прыгнул. Мышь метнулась в сторону. В это мгновение Кэл сделал быстрое движение, и она исчезла в его пасти. Я даже не разглядел мышиного хвоста.

На воле жабы, несомненно, ловят и мышей и небольших крыс. Обычно они находят такое место, где добыча в изобилии, и садятся в засаду. Рано или поздно мимо них пробежит мышь. Но если нужно, жабы могут неделями обходиться без пищи.

Ловля птиц — совсем другое дело. Я не знал, как устроить эту охоту. У нашего дома много воробьев. А что, если попробовать на них? Я заметил, что воробьи перед сумерками ведут себя довольно оживленно.

жаба

Сделав два небольших углубления под плоским камнем (до наступления темноты жабы любят где-нибудь прятаться) и подлив немного воды, я посадил туда Кэла и Эзопа. На небольшом расстоянии от этого места я разбросал крошки. В первые два вечера ничего интересного не произошло. Воробьи не видели крошек. На третий день приманка была обнаружена.

Стайка воробьев начала драться, как это у них обычно бывает, из-за корма. Я же сосредоточил все свое внимание на застывших жабах. Через полминуты я увидел, как Эзоп осторожно вытянул голову. Несколько секунд он изучал обстановку. Потом медленно выполз из своего укрытия и начал подкрадываться к воробьям. Он не прыгал, а полз. Эзоп двигался так осторожно, что воробьи не обращали на него никакого внимания. Подобравшись к птицам совсем близко, он остановился, подобрал под себя ноги и… прыгнул. Воробьи метнулись в разные стороны, но один остался в пасти Эзопа. Теперь я знал, как охотятся с жабами профессиональные охотники на птиц.

Автор: Д. П. Манникс, перевод с английского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *