Коала – плюшевый верхолаз. Часть третья.
Новорожденный коала появляется на свет очень маленьким, меньше 2 сантиметров, и весит всего 5 граммов! И вот это голое, слепое и совершенно беспомощное существо сразу же пускается в свой первый самостоятельный путь. Цепляясь крошечными, слабыми лапками за шерсть, движимый одним лишь инстинктом, он медленно ползет в сумку матери. Очутившись там, отыскивает сосок и берет его в рот. Здесь и кончаются пока все его активные действия. Сосок от притока молока набухает настолько, что выплюнуть его малютка уже не в силах. Полагают, что новорожденный так мал и слаб, что сам сосать еще не может, и кормление происходит помимо его воли. Непроизвольным сокращением мускулатуры молочных желез время от времени самка впрыскивает ему молоко прямо в глотку.
К концу второго месяца детеныш вырастает настолько, что может уже по собственному желанию выпускать изо рта сосок и снова присасываться к нему. Когда малышу становится больше трех месяцев, то в отверстие сумки можно видеть, что он уже покрылся шерсткой, а иногда оттуда свешивается маленькая краснопятая лапа. Достигнув 4-месячного возраста, детеныш становится более подвижным и смелым, временами он высовывает из своего убежища голову и лапы, отваживается даже совершать первые путешествия вокруг матери. В дальнейшем он все чаще и чаще выходит погулять и посидеть на коленях у нее. Однако голод и холодные ветры заставляют его снова забираться в «детскую». Наконец наступает такое время, когда подросший медвежонок уже с трудом втискивается туда. Пятимесячный пушистый серый комочек, достигший в длину 25 сантиметров, навсегда прощается с уютной и теплой колыбелью.
Днем, когда животные спят, детеныш нежится в материнских объятиях, а в сумерки перебирается к ней на спину. В этом положении он чувствует себя спокойно и уверенно даже, если мать взбирается на вершину дерева или перепрыгивает с сучка на сучок. Так проходит время до года. Теперь маленький коала начинает вести самостоятельный образ жизни. К четырем годам он становится совсем взрослым, достигая в длину 50—60 сантиметров и веса до 14 килограммов. Живут коалы до 20 лет.
Медленно увеличивается число сумчатых медведей, ведь они приносят одного детеныша раз в два года. Изредка можно видеть самку с двумя малышами, но это объясняется тем, что самки охотно «усыновляют» покинутых детенышей.
— Почему сейчас приходится разводить сумчатых медведей на специальных фермах?
— Когда-то коалы были чрезвычайно многочисленны в эвкалиптовых лесах Восточной Австралии (в штатах Виктория, Новый Южный Уэльс и Квинсленд). Сокращение их количества началось одновременно с колонизацией Австралии в конце XVIII века. С появлением белого человека коалы приобрели жестокого и беспощадного врага. Колонизаторы начали вырубать эвкалиптовые леса. Тысячами убивали зверей ради густого и теплого меха, а подчас и просто ради спорта!
На них охотились и раньше — коренные жители Австралии, которые употребляли в пищу их мясо. Но разве может сравниться голый австралиец, вооруженный бумерангом, с тысячами «цивилизованных» охотников с дальнобойными ружьями, ведущими не охоту, а истребление.
Беззащитные и доверчивые животные не могут убежать или спрятаться и становятся чрезвычайно легкой добычей. И эти животные были начисто уничтожены в двух восточных штатах — Виктории и Уэльсе. Квинсленд оставался последним прибежищем, где коалы еще сохранялись. Однако в 1927 году правительство объявило «открытый сезон». 10 тысяч охотников уничтожили большую часть коала и в этом штате. Наконец стало ясно, что коалы скоро вообще могут исчезнуть с лица земли. И тогда же, в 1927 году, с большим запозданием в Австралии был введен запрет на охоту этих животных и принята программа по восстановлению их запасов. Эта программа выполняется и по сей день.
К счастью, небольшие колонии коала уцелели от разгрома, но было ясно, что без помощи людей эти малоподвижные и медленно размножающиеся звери не смогут сами заселить широкие пространства эвкалиптовых лесов. Были организованы заповедники и фермы, где стали их разводить. Когда число животных в заповедниках увеличивается, то часть их перевозят и выпускают в заранее намеченные районы.
Нам пора было уезжать и нужно было расставаться с моим медведем. Я подошла к дереву, посадила на нижнюю ветку сонного зверя и в последний раз погладила его. Он открыл глаза, посидел в оцепенении минуту-другую, а потом полез вверх по стволу и скрылся в сумраке ветвей. Простившись с хозяевами Янчеп-парка и поблагодарив их, мы пошли к машине. На следующее утро «Витязь» был уже в море. Я вышла на палубу. На горизонте еще синела узкая полоска земли. Мы прощались с Австралией!
Автор: Ю. Филиппова..