Кимберлит – загадочная структура земной коры
Как только ни объясняли происхождение этих странных структур земной коры! Их название — «трубки взрыва» — отражает самые распространенные представления. Взрыв или, во всяком случае, какое-то кратковременное освобождение огромной энергии — несомненно, замешаны в образовании длинных, видимо, уходящих в подкоровые глубины, в самую мантию, жерл. Все в них — тайна. Алмазы, заключенные в кимберлите… Они образуются при огромных давлениях. Но взрыв в лабораторных условиях не может привести к кристаллизации больших алмазов.
Кимберлит — порода подкорковая. Это ясно. Она шла снизу — это тоже ясно. Но почему тогда обломки стенок трубки, заключенные в кимберлите, — это часто обломки вышележащих пород?
Видный специалист В. Перри десять лет назад предположил, что в трубках кимберлитов действовали многократные направленные взрывы с последующими обрушениями стен. Но тогда непонятна форма трубок — это узкие жерла, вроде шахт, их диаметр в тысячи раз меньше их длины. С какой удивительной точностью и направленностью должна была действовать эта очередь взрывов! — ничего подобного при современном уровне развития техники и с учетом того, что мы знаем о таких процессах в природе, нельзя себе представить. Ну, разве похожи на это вулканические взрывы — все сокрушающие, дробящие все вокруг, а вовсе не действующие по тонкому каналу в толще коры?
И все становится на место, если принять в число геологических сил мощные электрические разряды между мантией и поверхностью Земли. В этом случае «трубка взрыва» — это канал пробоя гигантского конденсатора. По такому пробою разряды могут идти многократно, каждый раз разрушая и дробя его все больше, но не выбрасывая почти ничего на поверхность, что обязательно бы сделал обычный взрыв.
Понятной становится «групповщина» в расположении трубок — пробой идет сразу по нескольким каналам. Алмазы могут поступать из верхних частей мантии вместе с кимберлитовой породой, а могут, видимо, и синтезироваться в трубке в момент разряда. Алмаз – идеальный диэлектрик, и разряд может, как бы спотыкаться на его зародышах, способствуя росту кристаллов.
Все эти процессы, вероятно, поддаются моделированию в лаборатории. Эксперименту, конечно, принадлежит в решении этой проблемы решающее слово.
Автор: К. Алексеевский.