Электричество + тепло + химия. Продолжение.

ученый

Разные бывают открытия. Порой в тиши кабинетов и лабораторий рождаются столь дерзкие и головоломные идеи, что осознать их не в состоянии даже человек, умудренный университетским образованием. Но иногда переворот в технике совершают и такие открытия, для понимания которых вовсе не нужно быть Эйнштейном или Ломоносовым. Идеи энерготехнологии доступны каждому. По существу они заключаются в том, что топливо, прежде чем попасть в топку котла, нагревается без доступа воздуха до более высокой температуры, чем обычно. При этом нагреве оно успевает выделить наиболее ценные для химической промышленности продукты, таящиеся в нем, или принять участие в тех процессах, которые необходимы технологам.

В простейшем случае измельченное топливо, поступающее в установку, подогревается горячими дымовыми газами до такой температуры, при которой еще не происходит выделения наиболее «летучих» составляющих. Так как кусочки топлива имеют небольшие размеры, это происходит очень быстро — за десятые и даже сотые доли секунды. При помощи циклона дымовые газы удаляются, а сухое нагретое топливо направляется в камеру термического разложения. Сюда же одновременно подается раскаленный кокс. Встречаясь с ним, топливо в считанные минуты нагревается до 550—650 градусов, и из него выделяются ценные газы и смолы.

В зависимости от вида топлива на это уходит всего от 2 до 20 минут. А затем оно передается в технологическую топку, где небольшая часть его сгорает, разогревая до 800—1000 градусов основную массу. Дальше путь топлива раздваивается. Небольшое количество полученного кокса подается обратно в камеру термического разложения для подогрева и разложения новых порций топлива. А все остальное направляется в топку котла, где в бурном вихре пламени отдает свою энергию водяному пару.

Все это происходит непрерывно, процесс не останавливается ни на мгновение. Непрерывно подается в установку свежее топливо, непрерывно из камеры термического разложения поступают ценнейшие газы и смолы, не утихая ни на минуту, бушует пламя в топке электростанции, и в медных жилах ее генераторов рождается горячая кровь электричества.

Ни один существовавший ранее процесс термической переработки топлива не может соперничать по производительности с новым. Обычный процесс полукоксования идет 4—6 часов, а новый способ термической переработки — в десятки раз быстрее — всего несколько минут. Переработка сланца в камерных печах занимает около 20 часов, в лучших тоннельных — 2 часа а в энерготехнологической установке — всего 10—20 минут. Если же использовать более высокие температуры, и того быстрее — меньше одной минуты!

Но дело не только в скорости. При комплексной энерготехнологической переработке топлива не пропадает ни одна из его составляющих. Органическая часть топлива переходит в смолу и высококалорийный газ, а неиспользованная при этом тепловая энергия превращается в электричество. Даже из золы — бича современных заводов, которая сейчас практически не используется и требует огромных затрат на свое улавливание и удаление, получается отличный цемент и другие строительные материалы. А порой этот бросовый отход становится сырьем для получения редких металлов, крайне необходимых новой технике…

Автор: Л. Юрьев.

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что тема изучения природы электричества становится все более и более популярной среди студентов, а уж скажем заказать курсовую, дипломную работу в Минске или еще где-то и вовсе не составляет проблем.