Алюминий – трудный метал. Часть первая.

кирасиры

Более столетия назад, в 1855 году, на улицах Парижа появилась конная гвардия императора Наполеона III в кирасах из какого-то необычайного металла, отливавшего красивым серебристым блеском.
— Господа, император одел свою гвардию в серебро! — перешептывались пораженные парижане.— Столько серебра!
Но жители французской столицы ошибались. Металл, из которого были сделаны доспехи гвардейцев, назывался — то алюмен, то глиний, то алюминий, о чем, впрочем, никто, кроме немногих химиков, не знал. Стоимость его выражалась тогда чудовищными цифрами, а в истории промышленных металлов открытие этого вещества, долгое время остававшегося загадочным, явилось самой яркой и интересной страницей.

Уже давно делались предположения о наличии в составе некоторых горных пород никому не известного металла. Словно ускользающий призрак, он давал знать о себе различными признаками, но обнаружить его никак не удавалось. Еще в начале XIX века его пытался найти Гемфри Дэви. Он говорил о «металлическом веществе», которое предположительно называл «алюминием», но так и не открыл его. Однако прошло немного лет, и то, чего не достиг Дэви, совершил датский физик Христиан Эрстед. В 1825 году ему удалось химическим путем впервые получить чистый металлический алюминий.

Итак, предположения подтвердились. Но что пользы? Металл этот был похож на узника, пожизненно заключенного в тюрьму: нигде и никогда не существовал он в свободном состоянии. Его находили только в виде самых прочных соединений с кислородом. Чтобы освободить этого узника, этот странный металл не боявшийся ржавчины и плавившийся при температуре почти в три раза более низкой, чем железо,— понадобилось несколько десятилетий. Количество алюминия, добываемого на земном шаре в 60-х годах 19-го века, измерялось килограммами, и стоил он дороже серебра. Его так и называли — «серебро из глины».

Наконец французский химик Анри Сен-Клэр-Девиль открыл новый более совершенный способ производства алюминия и снизил его стоимость до ста рублей за килограмм. Но это все еще было не металлургией, а химией, и притом довольно кустарной.. В 1885 году во всем мире было добыто лишь три тонны этого трудного и таинственного металла.
Казалось, алюминий не имеет перед собой никаких перспектив. И все же нашелся человек, который еще тогда, почти столетие назад, предсказал этому металлу будущее. И большое.

В 1861 году, когда крупнейший в ту пору завод братьев Белл в Англии выпускал не более сотни килограммов алюминия в год, Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать» писал: «Какая легкая архитектура этого внутреннего дома… какие эти полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина?.. Ах, знаю теперь… рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень».

Строки, написанные рукой великого русского демократа, оказались пророческими. Когда изобрели динамомашину и начался век электричества, на рынке появился алюминий, полученный путем электролиза…

Автор: Захар Дичаров.

P. S. О чем еще думают британские ученные: в последнее время алюминий широко используется в промышленности благодаря своей удобности и эластичности. Дело в том, что алюминий очень легко бурить, для этой цели отлично подойдут обычные качественные алмазные коронки, сделанные из добротных материалов.