Корона Земли и еще одна коронованная особа
Твердый, довольно плотный шар, стремительно вертящийся вокруг самого себя,— такой мы обычно представляем себе нашу планету, когда пытаемся посмотреть на нее со стороны, из космоса. Вплоть до недавнего времени она считалась большой глыбой, словно повязанной тонким газовым «шарфиком». Сейчас это представление пришлось изменить. Первые же полеты искусственных спутников убедили, что атмосфера простирается гораздо выше, чем полагали раньше. И стало быть, Земля — скорее большое газовое облако с маленьким твердым «ядрышком» внутри.
Атмосфера, по всей видимости, может вообще претендовать на гораздо большую роль, чем это ей приписывалось. Вот она-то первой и встречает потоки разнообразных лучей и частиц, изливающихся из Солнца на Землю. Кстати сказать, они «льются» не только с Солнца. Из космоса на нашу планету непрерывным ливнем обрушиваются остатки разрушенных где-то в глубинах вселенной атомов — атомные ядра различных химических элементов.
И потому воздушное покрывало Земли — это своего рода «зонтик», прикрывающий нашу планету и нас самих от превратностей космической непогоды. И довольно прочный «зонт», даже скорее настоящая броня. Из всего богатого ассортимента солнечных излучений пропуск на Землю получают только видимые лучи, инфракрасные и радиоволны, да и то не все. А космические лучи, пробравшись все же сквозь толщу атмосферы, оказываются так неузнаваемо измененными, что по ним астрономы затрудняются представить хотя бы примерный облик их «родителей».
Как же удается отбить все атаки эфемерному «воздушному» покрывалу? Дело в том, что газ там, на границе с межпланетным пространством, совсем не похож на наш обычный воздух. Там почти нет молекул: даже обычные атмосферные газы существуют в виде атомов. Причем больше всего атомов кислорода, которые на Земле, как известно, поодиночке вообще не могут жить.
Лучи видимого света — не очень энергичны. Столкнувшись с каким-нибудь атомом атмосферы, они лишь изредка собьют один из его внешних электронов. В основном же они проскакивают, никого не задевая.
Но вот газового покрывала достигли более сильные ультрафиолетовые лучи. Они действуют гораздо смелее: напрочь срывают с атома внешние электроны, подобно ненужному украшению. Их путь усеян обломками атомов разных родов — положительно заряженных ионов. Эти же лучи, кстати говоря, и есть главные разрушители молекул: именно они раскалывают молекулы на отдельные атомы. Самые отчаянные из них добираются на 80—100 километров к земной поверхности, но здесь гибнут и они. А те, которым и здесь удалось обмануть молекулы кислорода и азота и проскочить мимо них, попадают в руки молекул озона, дежурящих на высоте 30—50 километров.
Рентгеновские же гамма лучи — настоящие «разбойники». Они просто-напросто «раздевают» атомы, снимая с них все электроны и оставляя их голыми. И все же ниже 60 километров они не могут пробиться. Громадная толща атмосферы надежно прикрывает земной шар от губительных лучей.
Но зато вблизи границы земной атмосферы и межпланетного газа, где проходит передний фронт обороны, образуется слой, состоящий почти сплошь из ионов и электронов и играющий роль своеобразного экрана, дополнительно изолирующего земной шар от внешних электрических и магнитных воздействий. Кстати говоря, на атмосферу, находящуюся на расстоянии выше тысячи километров от земной поверхности, в силу ее разреженности оказывает гораздо большее влияние не притяжение Земли, как в нижних слоях, а земное магнитное поле. И вот оказывается, начинаясь в этой верхней атмосфере, на громадное расстояние в 7—8 земных радиусов распространяется своеобразное рентгеновское излучение Земли. И стало быть, наша планета — обладательница такой же «короны», как и само Солнце.
Подобно солнечной, она состоит из громадного скопления заряженных частиц — плазмы, нагретой на тысячи градусов. Теперь известно, что «корона» эта как бы двойная. Первый пояс заряженных частиц находится довольно близко от Земли — на расстоянии 500—1000 километров и расположен главным образом над экватором. Второй электронный пояс простирается на высоту 40—50 тысяч километров и охватывает почти весь земной шар. Он гораздо гуще заполнен заряженными частицами…
Автор: Е. Сапарина.