Немножко про органы чувств

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

бабочка на цветке

Обычно считают, что наши пять или шесть чувств (если сюда прибавить чувство равновесия) будут идентичными хотя бы у высших позвоночных. Но чувствуют ли животные так же, как мы? Сколько цветов, запахов, звуков, которые они видят, ощущают, слышат, ускользает от наших органов чувств? И от чего это зависит? Чувствительнее ли обоняние собаки или бабочки в сравнении с нашим, или мы называем словом «обоняние» чувство совершенно иного порядка?

Вопрос, конечно, трудный, однако внешний мир одинаков для всех существ. Ответы на чувственные возбуждения одного и того же порядка, даже если внешне они проявляются в органах чувств различной формы, должны, следовательно, быть аналогичными и базироваться на одних и тех же принципах.

Чтобы убедиться, так ли это, возьмем конкретный пример — светочувствительный орган. Человеческий глаз воспринимает свет в пределах очень ограниченного по диапазону участка спектра электромагнитных волн; от 0,4 до 0,8 микрона. Но у многих насекомых этот «участок» доходит в ультрафиолетовых лучах почти до 0,3 микрона. Таким образом, пчелы и мухи видят при ультрафиолетовом излучении, а это и есть количественное различие между их зрением и нашим.

глаз мухи

А могут ли какие-нибудь животные видеть инфракрасные, то есть тепловые, излучения волн большой длины? У некоторых глубинных головоногих есть непрозрачный хрусталик. Может быть, это «термоскопический» глаз, чувствительный к инфракрасным лучам? Правда, это кажется невероятным, поскольку ни у одной группы животных покровная светочувствительность к инфракрасным лучам не локализовалась в клетках зрительного ощущения.

Органы температурного ощущения, чувствительные к инфракрасным лучам, существуют. Но они не имеют ничего общего со зрением и, вероятно, основываются на иных реакциях, чем органы зрительной системы. Мы говорим «вероятно», так как наши познания в этой области ничтожны.

У некоторых насекомых, близких к кузнечикам, есть на двенадцатом членике антенны (усиков) гладкий бугор, совершенно неоспоримо являющийся органом температурной чувствительности. Но Капп де Байон, открывший его и установивший его назначение, не изучил его функционирование. Почти бесспорно, органами температурной чувствительности являются и так называемые «ампулы Лоренцини» у скатов и акул. Это расположенные на голове и на передней части тела каналы. Внутри эти каналы расширяются, напоминая по форме ампулы, наполненные студенистым веществом и покрытые чувствительными клетками. Известно, что «ампулы Лоренцини» чувствительны к температурным изменениям порядка 0,1 градуса.

кузнечик

ГИПОТЕЗА НОСА-РАДАРА

Лет десять тому назад возникла гипотеза, объясняющая обоняние электромагнитными явлениями. Два американских исследователя Бек и Майлс решили вновь начать опыты по исследованию обоняния бабочек.

Чувство обоняния у некоторых ночных бабочек поразительно. Например, самцы бабочки «Малый ночной павлиний глаз» отыскивают самку, находящуюся на расстоянии более 10 километров. Бек и Майлс заключили самку в стеклянную банку. Бабочки-самцы по-прежнему летели к самке и, казалось, не обращали никакого внимания на препятствие, так же как и в предыдущих опытах, когда бабочку помещали под металлическую сетку. Затем бабочку поместили под стекло, непроницаемое для инфракрасных лучей, и самцы не подлетали к ней, даже если их выпускали вблизи.

бабочка

Каковы же выводы? Значит ли это, что обоняние является не только химическим процессом? Ведь «пахучие» молекулы самки, само собой разумеется, преодолеть стеклянную преграду не могут. Американские ученые довольно смело заключают, что источником возбуждения является не самка, а самец и что самец посылает не частицы, а лучи. Самцы имеют как бы радар инфракрасных лучей!

У насекомых рецепторы обоняния находятся на конце антенн, в крошечных ямках, снабженных волосками. Охотясь, насекомое, как известно, шевелит усиками. Действительно ли оно «нюхает запахи», как об этом часто говорилось, или же как дельфины, движением своих усиков посылает инфракрасные лучи, эхо которых ему сообщит о наличии возможной пищи или врага?

усики насекомого

Но все эти теории не могут опровергнуть уже давно и прочно установленные факты, подтверждающие присутствие в воздухе газообразных пахучих частиц. Теория носа-радара не может объяснить ряда явлений. Почему бабочка-самец никогда не летит к самке другого вида? Значит, надо допустить, что самка тоже играет какую-то роль. Но какую? Быть может, она воспринимает лучи, исходящие от самца, и излучает ответные сигналы, свидетельствующие о ее присутствии? В таком случае следовало бы предположить, что длина волны таких излучений будет строго определенной для каждого вида бабочек…

Надо согласиться, что тогда мы оказываемся перед лицом довольно смелых гипотез. Но проследуем еще немного по этому пути. Вспомним гипотезу, которая дополняет теорию носа-радара, гипотезу молекулярных колебаний как источника запахов. Известно, что длина волны колебаний этих больших молекул такая же, как и у инфракрасных лучей. Эти молекулы могут, вероятно, интерферировать с радиацией клеток органов обоняния и либо их заглушать, либо усиливать. К сожалению, эта гипотеза не была подтверждена опытами. Разумеется, опыты эти очень сложны.

Автор: З. Климовой.