Магнитное поле Земли влияет на распространение гроз

молния

Ночью со спутника нетрудно заметить вспышки молний — они достаточно ярки. Значит, можно узнать, как распределены по поверхности Земли ночные грозы и сколь они часты. Восьмимесячные наблюдения за ночными грозами принесли неожиданные результаты. Над океанами грозы случались в десять раз реже, чем над материками.

У этого вновь открытого явления оказалось одно интересное исключение. В одном месте, к востоку от побережья Южной Америки, над океаном, обнаружили большое их скопление. Самое любопытное: это скопление гроз совпадает с известной в этом районе сильной геомагнитной аномалией. Ученые предполагают, что между образованием гроз в этом месте и аномалией магнитного поля есть прямая связь. Дело в том, что для образования грозовых облаков, как и прочих, необходимы так называемые ядра конденсации. Ими могут быть пылинки, частицы соли и ионы.

Магнитная аномалия не может, конечно, влиять на пылинки и частицы соли, но на ионы, заряженные электрические осколки молекул, — может. Тем самым аномалия способствует образованию грозовых облаков. А если убрать аномалию? То и гроз станет меньше?! Появляется в принципе возможность управлять грозами в глобальном масштабе. Например, места их скоплений можно было бы сместить в незаселенные районы, создав там искусственные аномалии магнитного поля. Либо наоборот, сконцентрировать их над засушливыми районами. Однако ясно, что это пока лишь предположения.