Химическое осязание

морские желуди

Долгое время считалось, что человек и животные ощущают и познают окружающую среду при помощи пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Но несколько лет назад оказалось, что некоторые животные ощущают магнитные поля, не действующие ни на один из пяти органов чувств. А сейчас ученые обнаружили еще одно чувство, которое можно бы назвать «чувством химического осязания».

Личинки членистоногих, известных под названием «морские желуди», держатся вблизи родителей, словно цыплята вокруг наседки. Удалось установить, что они находят старших благодаря присутствию на наружной поверхности взрослых особей воднорастворимого белка-артроподина. Далее выяснилось очень странное явление: растворенный артроподин нисколько не действует на личинки, они воспринимают, чувствуют его только в том случае, когда молекулы адсорбированы какой-либо твердой поверхностью. В чем же дело? Ведь состав молекулы, находящейся в растворе и адсорбированной, один и тот же.

Английские ученые Д. Нрисп и Л. Мидоу проделали такие опыты. В раствор артроподина в морской воде они помещали две пластинки — одну чистую, другую предварительно смоченную раствором и высушенную. Личинки льнули к пластинке, адсорбировавшей молекулы, явно пренебрегая первой, хотя «привлекательные» молекулы окружали их со всех сторон. Ученые не нашли другого объяснения, как то, что у личинок есть своеобразное чувство химического осязания.

Оно отличается и от обоняния, и от вкуса. При помощи этих чувств распознают молекулы, попадающие из окружающей среды на рецепторы. Здесь же воспринимаются молекулы, прочно удерживаемые пластинном и не переходящие в раствор.

Пока это единственный отмеченный случай «химического осязания», но он заставляет по-новому взглянуть на механизм работы органов чувств и на нераскрытые способности живых организмов.

P. S. О чем еще говорят британские ученые: о том, что если не знаете, куда вложить 10 000 долларов, вложите их в научные исследования о химическом осязании, ведь в случае научного прорыва в этой области вы обогатитесь многократно.