Загадки анабиоза

криокамера

Установлено: притормозить жизнь, снизить ее темп можно многими способами. При усыхании небольших водоемов с морской водой степень солености в них увеличивается. И ряд обитающих здесь существ, к примеру, веслоногие рачки, временно впадают в безжизненное состояние. Это — осмотический анабиоз, или осмобиоз. Еще одна форма — аноксибиоз. Его вызывает снижение концентрации кислорода в воздухе ниже определенного уровня. Недавно московские микробиологи В. Дуда и Г. Эль Регистан открыли еще один тип анабиоза — химический. Оказалось, что многие бактерии, дрожжи, грибы в процессе своего развития выделяют в окружающую среду особые вещества, способствующие переходу микроорганизмов в своеобразное анабиотическое состояние. Вероятно, будут открыты и другие проявления анабиоза.

Управлять темпом жизни, во всяком случае, простейших биообъектов, быть может, удастся с помощью лазерного облучения. Эксперименты профессора Н. Гамалеи и его коллег в Институте проблем онкологии показали, что любые клетки млекопитающих, будь то клетки крови, печени или кожи, чувствительны к очень слабым световым потокам. Особенно, если это красные, зеленые или фиолетовые лучи. Скорее всего, в клетках животных и человека есть специальная система фоторегуляции, подобная тем, что известны у растений и у бактерий.

Лазерное воздействие малой мощности (всего несколько десятков милливатт) способно изменять скорость деления клеток. Эта скорость может и убыстряться — усиленное клеточное деление ускоряет заживление ран и трофических язв, и замедляться — так удается тормозить рост опухолей.

К анабиозу в той или иной мере примыкает множество поразительных явлений. Петербуржец А. Голдовский разработал классификацию состояний организмов, в ней кроме «анабиоза» фигурируют такие слова, как «мезабиоз», «киобиоз», «биоз», «гипсорбиоз». Одно из подобных состояний — гибернация: зимняя и летняя спячка некоторых видов млекопитающих. У животных, которые впадают в спячку, она сопровождается понижением температуры до нуля плюс четырех градусов Цельсия. При этом активность нервной системы спадает: похоже, что кора мозга при низких температурах не способна к электрической активности.

Спячка может быть и нерегулярной — у белок, енотов, стрижей, ласточек это состояние возникает при резком наступлении неблагоприятных условий: недостаток пищи, влаги, чересчур низкая или высокая температура. Это просто способ «упрятать» живое существо «для сохранения» в трудные моменты его жизни.

Замечательное свойство спячки — она очень похожа на сон. Ведь и там и тут сердце бьется медленнее, кровяное давление падает, обмен веществ понижается. Во время сна слегка — примерно на пол градуса — снижается температура тела. Любопытно, что после обильной еды тянет ко сну: кровь приливает к желудку, чтобы помочь пищеварению, и, таким образом, меньшее количество ее поступает в мозг. Вообще, похоже, если устранить определенное число возмущающих внешних и внутренних воздействий на мозг, должен наступить сон — эта как бы ослабленная форма спячки.

Вот одно полуфантастическое предложение, которое сделали специалисты, исследующие гибернацию и сон. Они считают, что люди могли бы проводить ночи не во сне, а, подобно летучим мышам, в спячке. При понижении температуры ниже нормальной, утверждают ученые, сон, возможно, станет более глубоким, а понижение температуры всего на несколько градусов может оказаться достаточным, чтобы приостановить старение — продлить нашу жизнь на ту ее треть, что мы проводим во сне. Разгадка тайн сна (и, конечно, понимание принципов работы мозга), спячки, анабиоза — не тут ли ключ к разработке методов хранения, «консервации» организмов при их охлаждении?

Автор: Ю. Чирков.