Биология и проблемы наследственности. Продолжение.

Эволюция животных

Все живые обитатели биосферы могут сохранять свою организацию в течение миллионов лет. Мы знаем среди моллюсков, ракообразных и других животных немало таких форм, которые существуют в почти неизменном виде с палеозойского периода, то есть в течение сотен миллионов лет. Причем, как правило, организмы проходят сквозь геологические эпохи неизмененными, если условия их существования также переживают века. Возможно, что сложность аппарата передачи свойств родителей требует стабильности и, так сказать, «защищена» от быстрых изменений.

Так, в арктических морях, в самых холодных их районах, в большом количестве встречается моллюск портландия (или иольдия). Он обитает при отрицательной температуре, сохраняя эту особенность со времен прежних геологических эпох; его именем назван даже один из межледниковых периодов. Этот моллюск не мог приспособиться к существованию при положительной температуре и в послеледниковое время вымер на огромных пространствах северной части Атлантического океана, сохранившись только в ископаемом состоянии. Например, его находят в Балтийском море, где 12 тысяч лет тому назад он образовывал обширные поселения.

трилобит

Ракообразное — щитень, обитатель мелких пресных водоемов — существует почти в неизменном виде с триаса, то есть свыше 150 миллионов лет. Отдельные формы, осколки вымерших групп, «живые ископаемые» иногда сохраняются десятки и сотни миллионов лет и приводят исследователей в изумление примитивностью и древностью черт организации. В середине прошлого века всю мировую печать обошло сенсационное известие о том, что в Индийском океане нашли живую кистеперую рыбу латимерию, тогда как вся группа палеозойских кистеперых рыб считалась вымершей уже в меловое время. Не меньший шум вызвало в научном мире и то, что на больших глубинах Тихого океана у американских побережий были найдены два вида моллюска неопилины, тогда как весь класс, к которому следует относить неопилину (однокрышечковые), вымер 300—400 миллионов лет тому назад. Там же обнаружена подобная форма из группы иглокожих (сомастероид) с очень древними примитивными признаками, а вся группа вымерла несколько сот миллионов лет тому назад.

латимерия

Латимерия

Подобных примеров мы знаем немало. К ним относятся и сохранившиеся четыре вида чудовищных по своему облику мечехвостов, осколков давно вымершей фауны. Тайна вымирания больших групп животных, бывших в геологическом прошлом хозяевами океана, а равно и сохранения до наших дней «живых ископаемых» не разгадана нами пока ни в какой степени. В органическом мире ярко проявляется способность живых существ передавать свой морфофизиологический облик через огромное количество поколений.

Однако нельзя забывать, что известны примеры не только видовой устойчивости, но и очень быстрых эволюционных изменений. Если бы мы могли снять всю историю живого населения нашей планеты ускоренной киносъемкой — миллион лет в секунду, — мы бы совершенно реально ощутили колоссальные масштабы пройденного пути от низших форм, через одноклеточные существа, к высшим — насекомым, моллюскам, позвоночным.

О чем говорят все эти факты? О том, что в живом организме заключено единство противоположных тенденций. С одной стороны, стремление к стабильности, сохранению своих особенностей, с другой — способность к эволюционным изменениям.

Открытие и изучение полинуклеотидов ядра и цитоплазмы в виде ДНК и РНК означает, что ученые нашли в самой клетке готовую систему, способную передавать наследственные свойства, достаточно консервативную, чтобы повторять специфический синтез, а в то же время способную к бесконечным вариантам. Может быть, во взаимодействии этих полинуклеотидов и кроются конкретные механизмы приобретения новых признаков и наследования их потомством. Но, безусловно, и сами ДНК и РНК являются только этапом эволюционного процесса.

Дальнейшее углубленное изучение полинуклеотидов, очевидно, поможет проникнуть в сущность изложенных явлений, в их причинные взаимозависимости и взаимосвязи.

Автор: Л. А. Зенкевич.

P. S. О чем еще говорят британские ученые: о том, что по теме биологии и проблеме наследственности можно было бы заказать отличную научную статью, например, тут.