Венера и Земля: соседи, но не сестры

Венера и Земля

В конце марта 1974 года к Венере подошла американская межпланетная станция «Маринер-10». Нельзя сказать, что она «увидела» там много нового. Не потому, что полученное неново, а потому, что большей частью невидимо: только ультрафиолетовое, не различимое глазом излучение открыло нам существование у Венеры чего-то вроде колец Сатурна, но не твердых, а газообразных, «сделанных» из окиси углерода. Откуда они взялись, как образовались? Единственное, что мы о них пока знаем, — они существуют. И имеют форму диска, опоясывающего планету по экватору.

И еще одно не видимое простым глазом украшение Венеры: облачные спирали, увенчивающие ее полюса. Их разглядели ультрафиолетовые датчики. Самое удивительное в этих спиралях — «однообразная красивость» симметрия, с которой эти «вуалевые ленты» обвивают северную и южную шапки планеты.

И потом «Венерин глаз». Его существование предполагалось и раньше, но теперь-то стало ясно, что это гигантское пятно, протянувшееся на семь тысяч километров в ширину, а в длину, с юга на север — на две тысячи километров.

Астрофизики пока что пришли к выводу: перед нами огромное бурлящее нечто в атмосфере Венеры. «Глаз» служит довольно точной отметкой того пункта, который в данный момент лежит против Солнца, где солнечное тепло падает на облака планеты прямо перпендикулярно их плоскости.

Впрочем, «Венерин глаз» прямо на Солнце не смотрит. Как бы искоса поглядывает Венера на светило из точки, смещенной на запад на 3500 километров от той, что лежит прямо под Солнцем. Зато по положению «глаза» можно установить, что вся атмосфера этой планеты вращается с ураганной скоростью, достигающей 360 км в час.

«Венерин глаз» неподвижен относительно этого урагана. Естественно, перед ним возникает нечто вроде тех «усов», что украшают, например, опору моста, противостоящую потоку водной стихии. Эту стоячую волну теперь ясно удалось наблюдать на космоснимках.

Венера

А вот еще особенность венерианской атмосферы. Бешеная ее скорость, очевидно, явление повсеместное. Поэтому получается, что ближе к полюсам угловая скорость ветра больше, чем у экватора. Это-то, насколько можно судить, и создает у полюсов завихрения облачности, те самые спиральные полосы, что так поразили ученых, когда перед ними впервые появились ультрафиолетовые снимки крайнего юга и крайнего севера планеты.

Есть у нее и другие «упорядоченные странности». На борту «Маринера-10» приборы измеряли физические параметры венерианской верхней атмосферы. Вот что они открыли: на общем фоне закономерного похолодания, по мере удаления от поверхности планет, на высотах 56, 58, 61 и 63 км совершенно неожиданно обнаружены четкие, резко ограниченные температурные перепады.

Заряженный электричеством слой воздушной оболочки – ионосфера — тоже оказался «полосатым». Электроны в нем распределены, в общем, довольно равномерно, но в слоях, отстоящих на 320 и 140 км от поверхности планеты, они вдруг скапливаются в густой «рой».

Американская станция «Маринер-5» подтвердила: магнитного поля у этой планеты нет, по крайней мере, такого, чтобы оно по силе достигало хотя бы одной сотой земного. На «Маринере-10» прибор был в тысячу раз более чувствительный, чем на его предшественнике. Но и он не «засек» никаких следов существования венерианской магнитосферы.

Раньше полагали, что на Венере некогда были моря, но потом они испарились. Если бы это было верно, в газовой оболочке планеты было бы полно дейтерия — ему с его весом в отличие от обычного водорода в космос не уйти. Но дейтерия не нашли.

Венера

А отсюда немаловажный вывод: Венера, хотя и соседка, но отнюдь не «сестра» Земли, сходство между ними куда меньше, чем считалось до сих пор, и видеть в ней, то ли отдаленное прошлое нашей планеты, то ли будущее — нельзя.

Не только газовая оболочка Венеры, но и многие черты ее вполне твердого тела стали объектом внимания «Маринера-10». Казалось бы, ученые и раньше знали, какой массой она обладает. Но теперь сумели в пятьсот раз повысить точность измерений. И мы узнали, сколько «весит» эта планета, с такой же точностью, с какой мы знаем это о нашей родной Земле.

Данные о каждом шаге «Маринера-10» на его орбите позволили установить: фигура Венеры куда ближе к классическому шару, чем Земля. Видимо, дело тут в медленном вращении нашей соседки.

Автор: Б. Силкин.