В поисках новых планет. Продолжение.

планеты

На орбите Юпитера около двух точек, образующих вместе с Юпитером и Солнцем вершины двух равносторонних треугольников, расположены две группы малых планет. Им присвоены имена героев троянской войны, и потому эти необычные планеты называются троянцами. Троянцы — своеобразные конвоиры Юпитера. Десять из них предшествуют Юпитеру, пять следуют за ним. При этом взаимное расположение Юпитера, Солнца и троянцев в целом не меняется, хотя троянцы совершают весьма сложные движения около точек, где они сосредоточены.

Эти точки называются «треугольными точками либрации», или, проще, либрационными точками. Районы либрациониых точек, как это следует из законов небесной механики, являются областями устойчивого равновесия. Это значит, что тела, оказавшиеся вблизи либрационных точек в любой системе двух небесных тел и обладающие небольшими скоростями, останутся в этом районе, совершая вблизи либрационных точек сложные движения.

Троянцы — типичные либрационные планеты. Их существование, естественно, натолкнуло астрономов на мысль о поисках других подобных тел в солнечной системе. Либрационные планеты искали на орбитах почти всех главных планет солнечной системы от Меркурия до Нептуна. Пока ничего не нашли, но зато уточнили «пределы знаний» и в этом вопросе. Так, например, на орбите Меркурия могли остаться незамеченными либрационные планеты с поперечниками максимум в несколько десятков километров. У далеких планет неоткрытые либрационные «конвоиры» могут быть крупнее.

Либрационных планет пока не нашли, зато несколько лет назад польский астроном Е. Кордилевский открыл вблизи либрационных точек системы Земля—Луна два огромных разреженных облака космической пыли. Эта новая, неизвестная ранее деталь окрестностей Земли должна быть учтена при будущих космических полетах.

ЛУНА ЛУНЫ

Поиски второго спутника Земли — второй Луны, а также спутника самой Луны, или, иначе говоря, «Луны Луны», начались еще в прошлом веке. Время от времени появлялись сообщения об открытии какого-нибудь из гипотетических тел, но при проверке открытия не подтверждались.

С 1953 года на ряде обсерваторий начались систематические поиски неизвестных маленьких спутников Земли. Несколько раз удавалось сфотографировать какие-то подозрительные слабосветящиеся движущиеся объекты. Но все они на повторных контрольных негативах не появлялись. Были ли это неизвестные маленькие астероиды или, может быть, крошечные спутники Земли с очень вытянутой орбитой, то есть быстро «ускользающие» от наблюдателя, сказать трудно.

Луну Луны ищут обычно во время полных лунных затмений, когда сильно ослабленное земной тенью сияние Луны не мешает наблюдениям. Заподозрено более 500 объектов, но ни один из них не выдержал повторной проверки.

Можно с уверенностью сказать, что если бы между Землей и Луной оказалась глыба поперечником всего в 5 метров, то ее обнаружили бы. Луну Луны удалось бы заметить и в других положениях, если бы ее поперечник превышал 30 метров. Таким образом, если у Земли и Луны и есть естественные спутники, то размеры их в космических масштабах ничтожны.

Гораздо более успешно идут поиски спутников других планет. За последние 30 лет были открыты три спутника Юпитера и по одному спутнику у Урана и Нептуна. Установлены пределы знаний и для возможных гипотетических спутников других планет. Можно, например, с уверенностью сказать, что если у Венеры и есть спутник, то его диаметр не превосходит 12 километров. Не может быть и третьего спутника Марса с поперечником, большим 1,4 километра.

Для Юпитера предельный диаметр гипотетических спутников составляет 18 километров, для Сатурна — 40. Однако у самых дальних планет солнечной системы — Нептуна и Плутона — еще не открытые спутники могут быть крупными телами с поперечником в сотни километров.

ИСКАТЬ И ИСКАТЬ!

Мы рассказали о той сфере деятельности современных астрономов, которая малоизвестна читателю популярной литературы. Годы, десятилетия повседневных очень кропотливых поисков новых планет и лун, с первого взгляда, могут показаться крайне неблагодарной областью научной деятельности. Но в этом научном подвиге есть большой смысл. Непрерывно расширяются пределы наших знаний о солнечной системе. Сужается область неведомого, неоткрытого. Все меньшими становятся размеры гипотетических планет и лун. Человеческий разум и здесь скромно, без всякой сенсационной шумихи, одерживает победу за победой.

Автор: Ф. Юльев.