Смотрим звездное небо. Продолжение.

телескоп

За последние годы наши знания о небесных объектах возросли не только благодаря усовершенствованию инструментов и методов исследования. На вооружение науки поступают новые, более мощные телескопы и спектрографы, используются фото- и термоэлементы. Наряду с ними астрономы применили средства и методы, которые позволяют проникать в совершенно недоступные ранее области, далекие от видимого участка спектра. Речь идет о радионаблюдениях и о «вторжении» в ультрафиолет.

Немногим более четверти века назад было открыто, что различные небесные светила наряду с видимым светом излучают радиоволны. На основе этих открытий возникла новая плодотворная наука — радиоастрономия, которая значительно пополнила наши знания о природе небесных объектов. Достижения радиоастрономии настолько велики и многообразны, что даже кратко рассказать о них в рамках одной статьи невозможно.

Но нас в данном случае интересует, прежде всего, созвездие Орион. Какой вклад внесла радиоастрономия в изучение этой области неба? Пожалуй, наиболее показательны результаты исследования знаменитой Большой туманности Ориона.

Вспомним, что в составе туманностей больше всего самого легкого газа — водорода и что вблизи туманности Ориона имеется несколько голубых горячих звезд. Под действием излучения таких звезд происходит так называемая ионизация водорода (атом водорода теряет свой электрон), который при этом приобретает способность излучать радиоволны. Не удивительно поэтому, что туманность Ориона оказалась мощным источником радиоизлучения. Анализ этого излучения позволил узнать много нового о физическом состоянии вещества в космических туманностях. Радионаблюдения, по сравнению с обычными оптическими наблюдениями, имеют то преимущество, что радиоволны беспрепятственно проходят через пылевые облака, не пропускающие видимое излучение.

Поэтому новые данные помогли уточнить значение массы туманности Ориона: она не превышает 1 000 солнечных масс и является лишь «небольшим» вкраплением в гигантском облаке нейтрального водорода, обнаруженном радионаблюдениями в области Ориона. Это облако диаметром около 300 световых лет имеет общую массу, примерно в 50—100 тысяч раз большую, чем наше Солнце!

Радионаблюдения подтвердили открытие ученого П. П. Паренаго, который обнаружил расширение всей системы звезд и туманностей области Ориона. По-видимому, несколько миллионов лет назад в Орионе образовались горячие звезды, которые с большими скоростями стали двигаться в разные стороны. В настоящее время известно несколько звезд, расходящихся от центра Ориона со скоростью 100 км/сек.

В ДАЛЕКОМ УЛЬТРАФИОЛЕТЕ

Интересные результаты получены при исследовании Большой туманности Ориона в противоположной области спектра — в далеком ультрафиолете (невидимом глазом излучении с длиной волны короче 4 000 ангстрем). Эксперименты в этой области спектра стали возможными, благодаря огромным успехам в запусках космических ракет и искусственных спутников Земли. Раньше подобные работы были невозможны, так как на высоте около 30 километров над Землей находится слой озона (трехатомный кислород), который полностью задерживает все излучения с длиной волны короче 2 900 ангстрем. Ракеты с научной аппаратурой, поднимающиеся на высоту более 100 км, преодолевают озонный барьер и позволяют зарегистрировать излучение ультрафиолетовых и рентгеновских лучей.

Среди первых объектов, изученных в ультрафиолетовой области, оказалась и туманность Ориона. Хотя центр области свечения в видимых и ультрафиолетовых лучах совпадает, но во втором случае туманность выглядела значительно обширнее. Кроме того, астрономы совершенно не ожидали, что свечение туманности в далеком ультрафиолете окажется таким интенсивным. Дальнейшие исследования этого интереснейшего объекта покажут, какова природа этого свечения, и позволят выявить другие, еще неизвестные свойства. Так на примере небольшого участка неба можно увидеть, что по мере развития науки и техники все дальше и дальше отодвигаются границы исследуемой части Вселенной, все глубже проникают люди в ее тайны.

Автор: В. Ф. Есипов.