Рассказ о звездах, созвездиях и их названиях

Звездное небо

Я люблю кошек, я обожаю их. Надеюсь, что мне простят, если я после моих шестидесятилетних неослабных трудов помещу одну из них на небо», — так объяснил свой поступок известный французский астроном Лаланд, назвавший одно из созвездий именем любимого животного. Это было в 1799 году. Но и раньше и после Лаланда созвездиям давались произвольные и даже странные имена. Забавно происхождение созвездия Рыси. Его ввел в 1660 году данцигский астроном Гевелий. Он объяснил название очень просто: «В этой части неба встречаются только мелкие звезды, и нужно иметь рысьи глаза, чтобы их различить и распознать». Правда, Гевелий был более покладист, чем Лаланд, и не ссылался на свои многолетние труды. Он прямо заявил: «Кто не доволен моим выбором, тот может рисовать здесь что-нибудь другое, более ему нравящееся, но, во всяком случае, тут на небе оказывается слишком большая пустота, чтобы оставлять ее ничем не заполненной…»

И все-таки это был произвол. В конце концов, надо было навести порядок на небе. Этим и занялся Международный астрономический съезд, который собрался в 1922 году. На этом съезде «кошку» согнали с неба, а вместе с ней и еще двадцать семь неудачных названий. Зато оставшиеся 88 были признаны неприкосновенными. Это строгое испытание с честью выдержали 47 небесных созвездий, переселившихся на небо из мифов. Все герои одной из легенд, удивив людей на Земле, отправились прямо в полуночное небо и стали звездами или созвездиями. В зависимости от количества совершенных чудес.

…Персей летел по небу в волшебных сандалиях. Небо было безоблачным, на Земле был полный порядок. Персей только что по приказу сурового царя Полидекта убил горгону Медузу — существо столь страшное, что взглянувший на нее человек мгновенно превращался от ужаса в каменное или мраморное изваяние (тоже в зависимости от прежних заслуг!). Так, Атлас, безропотно державший небесный свод, но пожалевший гостеприимства для пролетавшего мимо героя, стал мраморной статуей. А Персей, спрятав голову Медузы в чудесную сумку, благополучно отправился дальше. Дела не ждали.

Пролетая над Эфиопией, герой увидел у самого берега моря прекрасную Андромеду, прикованную к скале. Персей прервал стремительный полет, чтобы выслушать девушку. А она рассказала печальную, но правдоподобную историю. Дочь царя Цефея и царицы Кассиопеи, она должна была искупить вину своей матери. Кассиопея хвасталась своей красотой и неосторожно сказала, что она прекраснее, чем морские нимфы. Нимфы обиделись и упросили бога морей Посейдона наказать тщеславную. Посейдон послал в царство Цефея страшное морское чудовище, и застонало опустошенное царство. Наконец испуганный Цефей спросил оракула, как же избавиться от несчастья.
— Отдай свою дочь Андромеду на растерзание чудовищу, и тогда окончится кара Посейдона, — таков был ответ.

Народ узнал о словах оракула и заставил царя приковать Андромеду к скале у моря…
Как только Андромеда закончила свой рассказ, в морской дали показалось страшное чудовище. Рассекая волны, оно неслось, взметая тучи брызг. И герой принял бой. Он поднялся над морским зверем и ударил его волшебным мечом, подарком Гермеса. И все- таки силы были неравны — чудовище побеждало. Тогда Персей вспомнил о голове горгоны Медузы.

Персей и Андромеда

Отвернувшись, чтобы не смотреть самому, он быстро вынул ее из сумки и пролетел над врагом. И замерло чудовище, превратившись в громадный каменный остров… Разумеется, потом была свадьба. А через много лет после нее все герои мифа перенеслись на небо. И чудовище тоже. Кассиопея же помещена туда греками вместе с троном. Им казалось, что четыре звезды созвездия напоминают фигуру прекрасной царицы. Это, конечно, как смотреть. Белорусы, например, в том же созвездии видели силуэты двух косцов. Если мысленно соединить прямой линией Мицар (среднюю звезду «хвоста» Большой Медведицы) с Полярной звездой и продолжить линию, то она точно приведет к средней звезде Кассиопеи. «Царица» пугается Медведицы, и поэтому, когда та высоко в зените, Кассиопея прячется низко над горизонтом. Но как только Медведица, желая вымыть шкуру, спускается к великому океану, Кассиопея тут же поднимается к зениту. Так они уходят друг от друга.

звезды

В этом созвездии находится одна из интереснейших звезд — звезда Тихо Браге. Это было в ноябре 1572 года. Астроном Тихо Браге возвращался в родную Данию и остановился в старинном монастыре. Все, что произошло дальше, Тихо Браге записал сам: «Однажды вечером, когда я по обыкновению осматривал небосвод, вид которого был мне так хорошо знаком, я, к неописуемому моему удивлению, увидел близ зенита в Кассиопее яркую звезду необыкновенной величины. Пораженный открытием, я не знал, верить ли собственным глазам…

Новая звезда не имела хвоста… Начиная с декабря 1572 года блеск ее стал уменьшаться… В следующем месяце новая звезда исчезла». Звезду заметили многие. Напуганные Варфоломеевской ночью, которая была так недавно, люди говорили, что погасшая звезда означает конец мира. Они готовились к смерти.

Что же случилось? Оказывается, в телескоп можно наблюдать ежегодно появление новых звезд. Не видимая простым глазом звезда начинает вдруг разгораться, через два-три дня она увеличивает свой блеск в десятки тысяч раз. Иногда это происходит и за несколько часов. При вспышке выделяется громадное количество энергии. Звезда раздувается по своим размерам в сотни раз и окутывается газовой оболочкой. Потом оболочка отрывается от звезды, уносясь в сторону со страшной скоростью — более 1000 километров в секунду! — и рассеивается в пространстве. А звезда в это время постепенно сжимается и через несколько месяцев превращается в плотного белого карлика. Плотность его вещества трудно представить — один кусочек с булавочную головку должен весить тысячи тонн! А околозвездные туманности являются мощнейшими источниками радиоволн. В созвездии Кассиопеи находится самый сильный из таких небесных источников — «Кассиопея-А».

В этом же созвездии есть желтая карликовая звездочка, которая стремительно несется в пространстве. Это улетающая от нас звезда. Каждую секунду она удаляется от Земли почти на 100 километров. Впервые ее занес в звездный каталог все тот же Тихо Браге.

Еще больше интересного таит в себе другое созвездие, взявшее название из той же легенды, — созвездие Цефея. Но сначала найдем его в звездной россыпи. Сделать это легко. Ту же самую линию Большая Медведица — Полярная звезда надо продолжить до тех пор, пока она не встретится со звездой чуть выше фигуры «М», то есть Кассиопеи. От нее перейдем к образующему скелет созвездия ромбу. Вот он, царь Цефей! Это на него смотрел глухонемой астроном Джон Гудрайк, когда сделал свое открытие. Он умер, когда ему исполнилось всего 21 год, но уже в шестнадцать лет Королевское общество Великобритании присвоило ему высшую награду — медаль Копли.

Итак, Джон смотрел на созвездие Цефея…
Он так долго и внимательно вглядывался, что ему стало казаться, будто одна из звезд в созвездии разгорается все ярче и ярче. Он не поверил себе. Этого не должно быть! И все-таки это было правдой. Звезда разгоралась! Потом она начала гаснуть, но как только пришла «в норму», все повторилось заново — звезда подмигивала астроному. Точно, как маяк, через каждые пять с четвертью суток звезда достигала самого яркого блеска, а затем плавно угасала. Обмана не было. Это было открытие переменных звезд. Их назвали цефеидами — «маяками вселенной».

Мы бы многого не знали о вселенной, если бы нам не помогли эти маяки. Ведь период колебания их светимости установить легко. Нетрудно измерить и интенсивность их излучения. А значит… значит, можно вычислить и расстояние до них. Это дело одной минуты. А потом, сравнивая полученные данные, можно измерить расстояние и до других звезд, углубляясь все дальше и дальше в звездный океан.

Лишь однажды ученые не поверили «маякам». В 1952 году они усомнились в правильности тех вычислений, которые сделали. Заволновались астрономы всего мира. Ошибка означала, что все расстояния, определенные с помощью цефеид, неверны. И значит, все наши представления о дальности дорог до галактик и их размерах ошибочны. Советские астрономы тщательно проверили все подсчеты, и оказалось, что все расстояния были ошибочно преуменьшены в полтора раза! Ошибка была найдена. И все- таки… связь изменения блеска цефеид со светимостью очень сложна. Все это еще нужно исследовать.

Однако цефеиды не вышли у людей из доверия. Звезды не обманывают нас. Они так и остались «маяками» в наших исследованиях далеких миров. Цефеиды все так же продолжают, как гигантские газовые шары, сжиматься — и тогда свет их усиливается. Потом наступает период расширения газа, и звезда теряет свой былой блеск, чтобы через равный промежуток времени опять засиять маяком для тех, кто внимательно смотрит в звездное небо, полное легенд, загадок и ответов на них.