Планета Плутон – самая маленькая, самая далекая «не планета»

Планета Плутон

Содержание:

• История открытия

• Почему Плутон не планета

• Особенности планеты

• Температура

• Есть ли жизнь

• Поверхность

• Атмосфера

• Спутники

• Сколько лететь от Земли

• Интересные факты

Плутон – самая маленькая, и самая далекая от Солнца планета нашей солнечной системы, которая еще совсем недавно имела полноправный статус 9-й планеты. Но, увы, все изменилось в 2006 году, именно тогда астрономы собрались на очередной астрономический конгресс, подумали, и решили, что маленький Плутон своими размерами не тянет на почетное звание 9-й планеты, и Плутон исключили из списка планет. С тех пор ему присвоен статус, так званной «карликовой планеты», хотя такую точку зрения на Плутон приняли далеко не все. Но давайте обо всем по порядку.

История открытия

Плутон впервые был обнаружен в 1939 году американским астрономом Клайдом Уильямом Томбо, во время наблюдения за звездным небом из обсерватории Лоэлла, штат Аризона. Впрочем, теоретическое существования Плутона было предсказано задолго до этого, когда не открытую пока 9-ю планету условно называли «планетой Икс».

И вот молодому и талантливому парню, увлеченному астрономией (на момент открытия новой планеты Клайду было всего 22 года) дали лабораторное задание по сравнению фотопластин снимков звездного неба. Всего было два снимка сделанных с интервалом в две недели.

снимки Плутона

Вот собственно эти снимки.

Итак, тщательно их изучив (на само изучение ушел целый год) Клайд обнаружил неизвестный до того небесный объект, который вскоре научное сообщество признало за ту самую загадочную «планету Икс». Теперь вы знаете, кто открыл Плутон.

Что же касается названия этой планеты, то оно было предложено некой школьницей из Оксфорда на честь героя диснеевских мультиков, собаки Плуто, с другой стороны оно подходило к названию других планет, названых на честь языческих богов античного пантеона, Плутон в греко-римской мифологии был богом потустороннего мира.

Почему Плутон не планета

Если все было так замечательно в самом начале, то почему же астрономы в сравнительное недавнее время решили «обидеть» Плутон, так сильно понизив его в звании? Все дело в том, что на протяжении долгого времени астрономы не могли определить ни более менее точной массы Плутона, ни его размеров. Лишь в 1978 году с открытием самого большого спутника Плутона – Харона стало ясно, что масса Плутона составляет лишь 0,0021 массы Земли, а диаметр Плутона составляет всего 24000 км, то есть своими размерами он даже меньше нашего спутника Луны.

Земля и Плутон

Вот так выглядит сравнение размеров Земли, Луны, Плутона и его еще более маленького спутника Харона.

Но то что Плутон очень маленький еще было терпимо, но дальше астрономы, которые к слову обзавелись куда более мощными телескопами, стали находить и многочисленные другие астрономические объекты в пределах пояса Койпера (он простирается за орбитой Нептуна), среди которых были маленькие ледяные планетки, имеющие диаметр всего около 100 км, но при этом они имели такой же состав как и Плутон.

Были среди них и относительно не такие уж маленькие планеты, например, карликовая планета Макемаке под кодовым названием 2005 FY9, которая была обнаружена астрономами Калифорнийского университета в поясе Койпера, лишь немногим уступает своими размерами Плутону. Стало понятно, что обнаружение за поясом Койпера или в его пределах планеты, превышающей размеры Плутона лишь вопрос времени.

Финальным аккордом в судьбе маленького Плутона стало обнаружение в 2005 году планеты Эриды, которая находится еще дальше Плутона и своими размерами превышает его размеры. Так дальше продолжаться не могло и ученым астрономам пришлось собраться на конгресс, который проходил с 14 по 25 Августа 2006 года в Праге, чтобы определить, как судьбу Плутона, так и новооткрытых карликовых планет. К слову среди астрономов были идеи, предлагающие включить в число «полноправных планет» и другие карликовые планеты: новооткрытую Эриду и даже Цереру, которая до того и вовсе считалась астероидом. Но верх одержала другая идея, согласно которой Плутон лишился статуса полноправной планеты, и вошел в число карликовых планет.

Какими же свойствами тогда должна обладать полноправная планета? Было выделено 4 требования, вот они:

• Планета должна вращаться по своей орбите вокруг Солнца.
    • Планета должна быть достаточно массивной и иметь сферическую форму.
    • Планета не должна быть спутником других планет (к слову Плутон сам имеет целых 5 спутников).
    • Планета должна расчистить пространство вокруг своей орбиты от других объектов. Как раз это единственное требование и нарушает наш Плутон, именно по этой причине он более не считается полноправной планетой.

Особенности планеты

Тем не менее, несмотря на статус «карликовой планеты», Плутон остается очень интересным астрономическим объектом для изучения. На данный момент Плутон занимает второе место по массе и размерам среди карликовых планет.

Вокруг Солнца Плутон вращается по умеренному эксцентричному орбитальному пути, то приближаясь к Солнцу на 4,4 миллиарда км, то отдаляясь от него 7,3 миллиарда км. Таким образом, происходит любопытное явление, когда Плутон на определенное время оказывается ближе к Солнцу, чем его сосед, голубой гигант Нептун.

Один год на Плутоне, (то есть время, за которое он делает полный круг по своей орбите), равен 250 земным годам.

Температура

Ввиду большей удаленности этой планеты от Солнца она там очень холодная, пожалуй это одна из самых морозных планет нашей Солнечной системы. Средняя температура на Плутоне колеблется от -240 С (когда он пребывает в удалении от Солнца, условно это «плутоновская зима») до -214 С (это условно «плутоновское лето», когда планета ближе к Солнцу, но как видите и лето там совсем не теплое).

Есть ли жизнь

Смотрите предыдущий пункт о температуре на Плутоне, который помимо всего прочего однозначно отвечает на этот вопрос – нет. При таких низких температурах зарождение и существование органической жизни не возможно.

Поверхность

Какую поверхность имеет Плутон? Разумеется, соблазнительно представить поверхность планеты Плутон белого, ледяного цвета, вот только снимки с телескопа Хаббл говорят, что это не совсем так. Характер поверхности Плутона представляет собой грязно-желтую кору с темными и яркими участками.

Плутон

Атмосфера

Состав атмосферы Плутона отличается от земной, атмосфера этой планеты представляет собой тонкую газовую оболочку, состоящую в основном из азота.

Спутники

Как мы уже упомянули выше, крохотный Плутон, несмотря на свои маленькие размеры, является обладателем целых 5 спутников. Первый из них, Харон был открыт в 1978 году, затем были открыты и оставшиеся спутники, получившие свои названия по именам мифологических персонажей античного потустороннего царства (патроном которого и был Плутона): Стикс, Никта, Кербер и Гидра.

Спутники Плутона

Сколько лететь от Земли

Планета Плутон в среднем находится в 5 миллиардах километров от нас, при том это расстояние может, как увеличиваться, так и сокращаться. Что же касается непосредственно времени полета к этой далекой планете, то в 2006 году НАСА был отправлен к Плутону исследовательский спутник Новые Горизонты, который прилетел до места назначения в 2015 году, итого на поездку в одну сторону ушло 9 лет.

Интересные факты

• Далеко не все приняли исключение Плутона из списка планет, так например, палата представителей штата Нью-Мексико на законодательном уровне объявила, что в их штате Плутон все еще считается полноценной планетой и даже ввела 13 Марта, как «день Плутона».
    • Один из спутников Плутона, Харон по некоторым данным обладает океаном, который сейчас правда пребывает в замороженном состоянии.
    • По своим характеристикам Плутон очень напоминает Тритон – один из спутников Нептуна.