От чего пятна на Солнце

пятна на солнце

Марк Твен как-то пошутил «Астрономы открыли на Солнце пятна и страшно обрадовались. Случай беспримерного злорадства». Но когда радость поутихла осталось беспокойство: откуда? почему? А потом выяснилось, что максимум пятен появляется и исчезает с непонятной периодичностью, — тут уж было не до радости. Когда же обнаружили четкую связь между пятнами на Солнце, магнитными бурями на Земле и уровнем радиации в космосе, платонический интерес к солнечным пятнам сменился прозаически утилитарным. А особенно хотелось ученым научиться предсказывать появление пятен.

Американские ученые — профессор Карл Вуд и доктор Роберт Вуд — рассчитали, как движется центр масс Солнечной системы — та воображаемая точка, где сосредоточены массы Солнца и всех планет. Ибо хотя масса Солнца и превосходит более чем в 500 раз массу всех планет, планеты отстоят от него на достаточно больших расстояниях, и поэтому центр масс Солнечной системы с центром Солнца не совпадает. Периоды обращения планет разные — примерно от 3 месяцев у Меркурия до 250 лет у Плутона. Поэтому центр масс описывает довольно сложную орбиту.

К счастью, в отличие от пассажирских самолетов планеты точно придерживаются составленного астрономами расписания — и движение этого центра можно вычислить без ссылок на нелетную погоду.

Оказалось (как это и можно было предполагать), что дальние, наиболее массивные планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун — влияют на положение центра масс активнее всего.

И, что гораздо важнее, Земля, Венера и Меркурий влияют не столько на положение центра масс, сколько на изменение его ускорения, на «рывок» ускорения, как назвали это изменение Карл Вуд и Роберт Вуд.

И, в-третьих, наиболее сильный «рывок» происходит каждые 11,08 года. Не правда ли, любопытное совпадение с периодом максимумов солнечной активности, которые с 1610 по 2010 год повторяются в среднем через 11±0,25 года?!

Ученые пока что не делают никаких определенных выводов. Они осторожны в своих прогнозах. Но, как они заявляют, такое совпадение совсем не кажется случайным. Быть может, такой «рывок» влияет на движение масс раскаленного газа в недрах Солнца? Быть может, в эти мгновения Солнечная система напоминает гигантский ускоритель элементарных частиц? Или под воздействием магнитного поля меняется скорость термоядерных реакций?

С солнечными пятнами связывают не только безопасность космических полетов. Магнитные бури и бури обычные, урожаи, число инфарктов и многое другое, по-видимому, зависит от положения дел на Солнце. И разгадка тайн солнечных пятен может иметь — и, по-видимому, будет иметь — весьма земное значение.