Модель сверхзвезды

Сверхзвезда

Открытие сверхзвезд — это без сомнения великое научное событие. Правда, многого мы здесь еще не знаем. Например, мы далеки от понимания механизма свечения сверхзвезд. Еще не доказано, что эти сверхзвезды связаны с коллапсом — быстрым сжатием, (имеется в виду выделение громадной гравитационной энергии при сильном сжатии газового облака или звезды).

Возникает вопрос: что же представляет собой сверхзвезда и каким образом выделение гравитационной энергии приводит к излучению света? Одно из предположений состоит в следующем.

Допустим, что газопылевое облако имеет слабое магнитное поле. Кроме того, учтем тот известный факт, что в космосе из-за высокой температуры частиц вещества атомы находятся в ионизированном состоянии, и поэтому проводимость вещества огромна. Например, проводимость Солнца соизмерима с проводимостью меди.

Если тело, которое имеет столь большую проводимость, сжимается, то начинают сгущаться и силовые линии его магнитного поля. Иными словами, при сжатии тела (допустим, сверхзвезды) напряженность ее магнитного поля возрастает. Для облака с массой, в 100 миллионов раз превышающей массу Солнца, гравитационный радиус равен примерно диаметру земной орбиты.

При сжатии облака до такого размера напряженность магнитного поля на его поверхности должна достигать колоссальной величины в миллиарды эрстед (для сравнения напомним, что напряженность земного магнитного поля не превосходит половины эрстеда).

Такая связь между сжатием облака и возрастанием магнитного поля позволяет высказать гипотезу, которую я рискую излагать только потому, что мы находимся в первоначальной стадии изучения сверхзвезд, когда должны проверяться разные гипотезы.

Все слышали об открытии радиационных поясов, сделанном с помощью искусственных спутников Земли. Наша Земля окружена магнитным полем, составляющим вдали от нее лишь доли эрстеда. Тем не менее, земное магнитное поле захватывает заряженные частицы, которые и образуют радиационные пояса. Возникает мысль: не является ли сверхзвезда огромным радиационным поясом, окружающим коллапсирующую звезду? Движущиеся в магнитном поле быстрые электроны могут излучать свет, и с обсуждаемой точки зрения именно это излучение мы и наблюдаем. Но есть и другие модели сверхзвезды. Сделать выбор между всеми этими моделями мы сейчас еще не можем. Сверхзвезды открыты, но загадка сверхзвезд еще не решена.

Автор: В. Гинзбург.