Кометы – хвостатые путешественницы

• Как образуется хвост кометы

• Возраст комет

• Падение кометы

• Интересные факты

С древнейших времен люди с восхищением и удивлением наблюдали за звездным небом, стремясь познать его тайны. На протяжении всей человеческой истории, астрономы шаг за шагом, по крупицам собирали сведения о космосе, и в том числе об весьма интересных космических объектах – кометах, о которых наша сегодняшняя статья.

Определение

Само слово «комета» древнегреческого происхождения, и наш язык переводится как «с длинными волосами». Разумеется, такое название не случайное, ведь обязательным атрибутом всякой порядочной кометы является наличие у нее длинного хвоста, который поэтичным древним грекам представлялся «волосами».

Итак, комета – это небольшой небесный объект, движущийся вокруг Солнца по сильно вытянутой орбите, имеющий «голову» и «хвост». Сперва астрономы считали кометы путешественницами извне нашей Солнечной системы, которые здесь «проездом», но позже выяснили, что кометы никогда не покидают пределы Солнечной системы, то есть они тут не «туристы», а «постоянные жители».

А еще кометы очень часто путают с другими летающими небесными объектами: астероидами и метеоритами, мы же постараемся внести в ясность в этот момент и сформулируем различие между ними.

Отличие от астероидов

В целом кометы и астероиды имеют много общих черт: они вращаются вокруг Солнца, имеют необычные орбиты, и кометы, и астероиды могут пролетать, в том числе и близко от Земли, как и других планет Солнечной системы. Но в чем же их различие? На самом деле комета от астероида отличается по многим вещам:

• По составу: астероиды состоят из скалистого материала и метала, кометы же образованы из льда, пыли, скальных пород и органических соединений. Вследствие наличия льда в своем составе кометам опасно подлетать близко к Солнцу, лед начинает таять, и кометы теряют значительную часть своего объема. Астероиды же могут летать вблизи от Солнца, без каких либо последствий.
    • По наличию хвоста: кометы имеют хвосты, астероиды, как правило, нет. Хотя не так давно астрономами были замечены астероиды (например астероид под кодовым названием Р/2010 А2), которые также имели хвосты, вот только природа образования хвостов у астероидов другая, чем у комет. Хвост у астероида образуется вследствие его удара об другие астероиды, из-за чего происходит большой выброс пыли и газа с его поверхности, создавая «эффект хвоста». Но в целом хвост у астероида скорее исключение, нежели правило. О природе хвоста кометы мы поговорим ниже.
    • По орбите: у астероидов орбиты более короткие и круговые, орбиты же комет более широкие и удлиненные.

комета и астероид

Отличие от метеоритов

Также весьма похож на комету метеорит, но и между ними есть немало различий:

• Размер: метеориты в разы меньше комет, если комета может иметь несколько километров в диаметре, то метеориты смогут похвастаться, лишь несколькими метрами.
    • Метеориты также как и большинство астероидов не имеют хвоста, этого украшения всех комет. В целом форма метеорита отличается от формы кометы.
    • Состав кометы и метеорита также разный, как мы писали выше комета состоит из льда, пыли, скальных пород и органических соединений, метеорит же создан из какого-либо твердого вещества (каменные породы, метал, руда).
    • И главное отличие в сущности метеорита, ведь по сути это объект, который представляет собой процесс падения небесного тела, комета же является полноправным «жителем открытого космоса», она в отличие от метеорита никуда не падает (хотя бывают и исключения), а просто летает себе в пределах Солнечной системы.

Немного истории

В древние времена кометы были причинной многочисленных суеверий, а то и чудес. Частенько их появление на ночном небе связывали, то с предзнаменованиями разных несчастий, то наоборот, великих благостных событий. Так знаменитая «Вифлеемская звезда», описанная в Библии, которую согласно Евангелию от Матвея увидели волхвы на звездном небе и поняли что родился «Царь Иудейский», с большой вероятностью была как раз таки кометой.

вифлеемская звезда

Писали о кометах в своих трудах и видные ученые мужи античности, в частности Аристотель полагал, что кометы представляют собой светящийся газ, а римский философ Сенека выдвинул предположение, что кометы – небесные тела, которые двигаются по своим орбитам.

Немало шума в истории наделала знаменитая комета Галлея, которая не раз была замечена на звездном небосклоне и всегда ее появление связывалась с разными историческими событиями. Например, считается, что прилет кометы Галлея в 1066 году принес с собой смерть английского короля Гарольда ІІ и победу Вильгельма Завоевателя – один из поворотных моментов в истории европейского средневековья.

появление кометы Галлея

Появление кометы Галлея в 1066, фрагмент гобелена из Байе, прославляющего победу Вильгельма Завоевателя.

Из чего состоят кометы

На сегодняшний день наука значительно продвинулась в изучении этих интересных небесных объектов, в том числе выяснила их состав. Итак, кометы состоят из твердого ядра, которое в свою очередь состоит из замершей воды и космической пыли. Сама же комета, как мы писали выше состоит из льда, пыли, скальных пород и органических соединений.

Как образуется хвост кометы

Откуда у кометы хвост, вообще, чем обусловлено образование хвостов комет? Характерный огненный хвост кометы – это выброс газа и пыли происходящий под действием солнечной энергии. Когда комета подлетает ближе к Солнцу, ее поверхность накаляется, что приводит к этому выбросу, который и создает комете хвост. При этом если у астероидов хвосты образуются только при столкновении об что-то, у кометы они появятся просто при ее подлете чуть ближе к Солнцу вследствие особенностей строения самой кометы. Также интересно, что хвост кометы направлен от Солнца, всегда.

Фото кометы

Фото кометы.

Возраст комет

Ничто не вечно под Луной, даже звезды имеют свой возраст, а кометы и подавно. Более того кометы имеют своеобразный жизненный цикл, сначала они молоды, а потом стареют. Старение у комет проявляется в том, что летая вокруг Солнца, они постепенно теряют свой оббьем, который испаряется с кометы под действием солнечной энергии (хвост кометы как раз и есть продуктом этого испарения).

Падение кометы

Падение кометы на какую-нибудь планету (в том числе на нашу Землю) случай маловероятный, но ключевое слово здесь таки «вероятный», то есть в следствии определенного стечения обстоятельств комета может упасть (скорее даже врезаться) в ту или иную планету. Как вы наверное догадались, для планеты это не предвещается ничего хорошего, так как вследствие падения кометы, последует огромный взрыв, сравнимый по мощности со взрывами сотни тысяч атомных бомб.

падение кометы

Интересные факты

• Упоминание о комете как дурном предзнаменовании есть и в нашей истории, а именно «Повести временных лет», которых астрономы в том время считали «движущимися хвостатыми звездами».
    • Как полагают некоторые ученые, знаменитая комета Галлея, которая появляется на нашем звездном небе с периодичностью в 75 лет, вполне могла быть и не менее знаменитой «Вифлеемской звездой» из Библии.