Есть ли жизнь на Марсе?

Марс

Вопрос, конечно, не нов. Он был поставлен в науке более ста с лишком лет назад, но до сих пор острота проблемы нисколько не уменьшилась. Скорее наоборот, — найдены новые аргументы в пользу существования марсиан, разумных обитателей соседней планеты. Открыты удивительные факты, неизвестные астрономам прошлого. Доказано, что органическая жизнь на Марсе существует — по крайней мере, в форме растительности.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОБЛЕМА

В наши дни среди астрономов вряд ли найдется хотя бы один, считающий нашу Землю единственной обитаемой планетой. Идея многочисленности обитаемых миров, получившая «огненное крещение» на костре Джордано Бруно, в настоящее время разделяется всеми мыслящими учеными. Другое дело — вопрос об обитаемости планет солнечной системы. Здесь некоторые из ученых, неожиданно преображаются в злейших противников даже самой постановки этой проблемы. Всякие разговоры о марсианах они считают «антинаучным бредом». Они заявляют, что, кроме Земли, ни одна из планет солнечной системы не обладает высшими формами органической жизни, да и вообще, скорее всего жизнь на этих планетах полностью отсутствует. Но так ли это?

ОТ ПЕРВЫХ КЛЕТОК ДО МЫСЛЯЩИХ СУЩЕСТВ

Жизнь обладает замечательным свойством. Возникнув, она затем с необыкновенным упорством борется за свое существование. И в этой борьбе, занимающей подчас миллионолетия, живые организмы постепенно развиваются, совершенствуются, становясь все более и более неуязвимыми для суровых воздействий внешней среды. При отсутствии каких-либо космических катастроф это победоносное шествие жизни должно рано или поздно привести к появлению высших ее форм — мыслящих, разумных существ.

Работами Г. А. Тихова и его учеников убедительно доказано, что оптические свойства марсианских «морей» весьма сходны с оптическими свойствами земных растений, живущих в суровых климатических условиях. А в 1956—1958 годах американскому астроному Синтону удалось в спектре «морей» Марса обнаружить полосы поглощения, характерные для органических молекул. Может быть, однако, жизнь на Марсе ограничивается лишь самыми низшими ее формами, например лишайниками или им подобными растениями!

Но если встать на такую точку зрения, то выходит, что жизнь, возникнув на Марсе, сумела породить лишь самые примитивные формы. Если же раньше на Марсе были разумные существа, которые затем вымерли, не оставив после себя никаких следов, то не противоречит ли такая точка зрения всему опыту человечества, которое от года к году становится все могущественнее в борьбе с силами природы! Выходит, что подобная участь может когда-нибудь постигнуть и человечество, которое постепенно вымрет, подобно исчезнувшим навсегда ящерам!

Все подлинно великие ученые были «неисправимыми оптимистами». И среди них — Циолковский, вдохновенно писавший, что «мрачные взгляды ученых о неизбежном конце всего живого на Земле… не должны иметь теперь в наших глазах достоинства непреложной истины. Лучшая часть человечества, по всей вероятности, никогда не погибнет, но будет переселяться от солнца к солнцу по мере их погасания. Итак, нет конца жизни, конца разума и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен».

Несомненно, что если когда-то в прошлом на Марсе появилась «порода мыслящих существ», то она не могла бесследно исчезнуть, побежденная враждебными силами природы. Этим силам марсиане должны были противопоставить разум — и победить.

СЛЕДЫ РАЗУМА НА ЛИКЕ ПЛАНЕТЫ

Попробуем представить себя в роли марсиан, пытающихся решить сложную проблему — обитаема ли Земля! Не улыбайтесь — проблема, действительно, не простая, даже если в распоряжении марсиан есть очень мощные телескопы. Непосредственно увидеть «землян» (то есть нас с вами), вероятно, не удастся — для этого мы слишком малы. Убедиться в существовании разумных обитателей Земли можно только косвенным путем — по явлениям и фактам, имеющим явно искусственный характер. Но таких фактов пока не очень много.

Появилось зеленое пятно растительности на фоне оранжевой земной пустыни — новая зона озеленения. Или замечено незнакомое пятнышко сравнительно небольшого водоема — недавно созданное водохранилище. Вот, пожалуй, и все наиболее заметные, «загадочные» для марсиан изменения на лике Земли. А в основном очертания земных материков и морей должны им казаться на редкость неизменными. И только сезонные изменения растительного покрова Земли, да периодическое таяние земных полярных шапок заметить с Марса сравнительно легко.

При наблюдении из космоса наша планета, увы, пока имеет вполне естественный вид. Ни наши города, ни тончайшие нити шоссейных и железных дорог, ни другие многочисленные следы земной цивилизации с другой планеты обнаружить, по-видимому, невозможно. Гордость человечества — искусственные спутники и космические ракеты так ничтожны по размерам (в космических масштабах), что только при совершенно фантастической чувствительности марсианских телескопов они могли бы стать объектами наблюдения.

Если к этому добавить, что Земля окружена густой, облачной атмосферой и при наблюдении с Марса, подобно Венере, часто скрывается в солнечных лучах, надо думать, что проблема обитаемости Земли, вероятно, служит для марсиан предметом бесконечных дискуссий. Гораздо больше следов разума мы видим на Марсе. В первую очередь ими являются знаменитые марсианские каналы.

В настоящее время реальность этих загадочных образований никем не оспаривается. На десятках тысяч фотоснимков Марса зафиксированы сотни каналов вместе со всеми их удивительными свойствами. На поверхности Марса действительно имеются какие-то странные «бесчисленны» пятнышки растительности, в целом вытянувшиеся вдоль дуг больших кругов — кратчайших линий на шаре. При наблюдениях в телескопы средней силы каналы кажутся сплошными, но при больших увеличениях и отличных атмосферных условиях каналы распадаются на отдельные пятнышки.

Замечательно, что каналы сплошной сетью покрывают всю поверхность Марса. Нет ни одной точки, отстоящей от какого-нибудь канала более чем на 300 километров. Ни один канал не обрывается на полпути, а всегда упирается в какое-нибудь «море» или другой канал. Ширина каналов различна — от широких полос поперечником в 200—300 километров до тонких паутинных линий шириной не более нескольких километров. Вся сеть каналов соединяется с полярными шапками Марса, как бы имея их своим источником.

Еще итальянский астроном Скиапарелли, открывший в 1877 году сеть каналов, увидел в ней ирригационные сооружения марсиан. Позднее его идея была развита и обоснована американским астрономом П. Ловеллом. В настоящее время нет другой гипотезы, которая бы иначе могла объяснить все свойства марсианских каналов.

Разумеется, слово «каналы» употребляется в условном смысле. Мы видим не искусственные открытые водные протоки, подобные земным каналам, а лишь растительность вдоль невидимых питающих ее водных артерий. Такими артериями могут быть какие-то водопроводные трубы, по которым вода от тающих полярных шапок Марса передается во все уголки этого мира, страдающего от недостатка влаги.

В период весны вместе с таянием одной из полярных шапок, «волна озеленения» разливается по всей системе каналов того полушария Марса, где наступает весна. Вода, идущая от полюса, оживляет растительность вдоль искусственной водной артерии, и канал темнеет, приобретая зеленоватый оттенок. Темная волна бежит к экватору со скоростью около 4 километров в час. С такой же скоростью, вероятно, течет под почвой Марса и невидимая вода.

На Земле весна распространяется с юга на север. Таков естественный ход событий. На Марсе, наоборот, весна идет от полюсов к экватору, что носит явно искусственный характер. Нет и не может быть ни одной естественной причины, которая заставляла бы воду идти от полюсов Марса к его экватору. В частности, нельзя эти удивительные факты объяснить и влажными ветрами — для этого атмосфера Марса слишком суха.

Любопытно, что, дойдя до экватора, темная волна ее останавливается, а перейдя экватор, продвигается на значительное расстояние в противоположное полушарие Марса. Если бы влага была гонима естественными силами, то при переходе в другое полушарие, эти силы изменили бы направление своего действия, чего не наблюдается. Значит, можно думать, что система невидимых водных артерий снабжена какими-то водонапорными сооружениями, благодаря которым вся поверхность Марса оказывается орошенной живительной влагой.

Экваториальные области Марса — это зона мрачных безводных пустынь. Но когда весна доходит в эти районы, периодически наблюдается поразительное явление — каналы раздваиваются. Вместо одного канала появляются два, тянущиеся параллельно друг другу, как железнодорожные рельсы. Примечательно, что двойные каналы есть только в наиболее засушливой области Марса — его экваториальной зоне.

Каналы пересекают не только марсианские пустыни, но и его «моря»— обширные области растительности. Весьма возможно, что когда-то, в далеком прошлом, они были дном настоящих морей, ныне полностью или почти полностью высохших. Тот факт, что каналы пересекают современные «моря», доказывает, что система каналов была создана в эпоху, когда настоящие моря Марса высохли и нужда в воде стала особенно острой. При вхождении в «моря» многие каналы разветвляются, образуя характерные «вилки». Вероятно, «вилки» нужны для того, чтобы из областей повышенной влажности, какими являются «моря», брать побольше воды для пустынных областей планеты.

В местах пересечения каналов наблюдаются так называемые оазисы — овальные или круглые пятна растительности. По-видимому, в системе каналов эти образования играют какую-то важную роль. Быть может, именно здесь сконцентрированы крупные населенные пункты марсиан. Интересно, что, когда с наступлением зимы оазисы блекнут, в их центре остается постоянно видимым темное «ядрышко»,— может быть, один из марсианских городов!

Марсиане

Марсиане из фантастического фильма “Джон Картер”

В пользу такого предположения как будто говорят и другие факты. При хороших условиях наблюдения «моря» распадаются на множество круглых пятен, похожих на оазисы. Если это марсианские города, то их концентрация в очагах жизни, какими являются «моря» Марса, вполне понятна.

Бросается в глаза характерная особенность системы каналов. Она — едина. В ней не чувствуется никаких «национальных границ» или других обособлений. Существам, ее создавшим, должны быть чужды частные интересы. Против враждебных сил природы марсиане действовали единой, дружной семьей.

Мы изложили факты и их объяснение с позиций признания реальности марсиан. Других правдоподобных гипотез, объясняющих все особенности каналов, пока не выдвинуто. Каналы не могут быть растительностью вдоль бывших рек или трещин в поверхности Марса — в таком случае их форма, расположение и свойства были бы совсем иными. Явно несостоятельна и нелепая гипотеза американского астронома Мак-Лафлина, считающего каналы и «моря» Марса насыпями вулканического пепла. Эта претендующая на научность гипотеза противоречит всем данным об органической природе «морей» и каналов, не объясняя ни одного из замечательных их свойств. Система каналов есть несомненная печать Разума на лике Марса!

Продолжение следует.